Музыкальный руководитель

Консультация «Изготовление шумовых инструментов своими руками»

Консультация «Изготовление шумовых инструментов своими руками»

 

Если верить толковому словарю, музыкальный инструмент - это предмет, с помощью которого музыканты извлекают звуки. К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д.

Следовательно, музыкальные инструменты можно делать из самых разных вещей: от кухонной утвари до обыкновенной расчески. В качестве исходных материалов можно использовать картонные цилиндры от бумажных полотенец, коробки, пластиковые и бумажные тарелки, колокольчики, деревянные палки, ровные обрубки дерева, палочки из-под эскимо; природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них. Всевозможные трещетки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами – чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и т.д.), деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток и многое другое. В качестве наполнителя подойдет песок, крупа, гравий, крышки от бутылок, скрепки - в общем, все, что звенит и шумит.

Поющие бутылки: стеклянные бутылки, наполненные водой - отличный музыкальный инструмент. Для создания такого оркестра вам понадобятся шесть стеклянных бутылок разных размеров. В качестве альтернативы можно использовать стаканы. Наполните каждую бутылку водой таким образом, чтобы меньше всего воды оказалось в первой бутылке, а больше всего в последней. Для красоты воду можно подкрасить с помощью пищевых красителей. Теперь вооружимся деревянной ложкой и начнем извлекать звуки из нашего «оркестра». Чем меньше воды в емкости, тем выше звук. Вместе с ребенком попробуйте выставить бутылки в ряд, в зависимости от их звучания.

Колокольчики поющего ветра: понадобится несколько ненужных ключей и рыболовная леска. Привяжите ключи к ветке на дереве - и вы услышите звон ветряных колокольчиков.

Рожок: бумага, питьевая трубочка, скотч и ножницы понадобятся, чтобы сделать рожок. Надрежьте конец трубочки так, чтобы получилось два «язычка». Из бумаги сверните воронку вокруг трубочки так, чтобы разрезанные концы соломинки оказались внутри. Когда малыш подует в такой рожок, он загудит.

Кухонный оркестр: самые простые музыкальные инструменты для ребенка легко найти на любой кухне. Разнообразные кастрюли с крышками, ложки, толкушки все это издает звук. Предоставьте ребенку возможность исследовать, какие звуки издает разная кухонная утварь. Подвесьте крышки и поварешки на дерево и снабдите ребенка деревянной ложкой.

Стучалки: два куска дерева издают другой, не менее интересный звук. Чтобы сделать инструмент еще привлекательнее для игры, приклейте к деревянной дощечке наждачную бумагу. Стучалки являются прекрасным музыкальным сопровождением для любых потешек, детских песенок.

Свистульки можно сделать из бумаги, травинки или соломинки для коктейлей. Отрежьте по диагонали кончик соломинки, чтобы получилось «два зубца» - и свистулька готова. Выдувайте воздух, когда острый кончик соломинки во рту. Отрезав несколько соломинок разной длины, вы получите «инструменты» разной тональности.

 Маракасы: можно изготовить из пустых пластиковых, деревянных, картонных и металлических контейнеров. Шейкерами (от англ. to shake - трясти) называют ударные музыкальные инструменты для создания ритмов. Обычно это закрытая емкость из твердого материала, частично заполненная песком, дробью, бисером, зернами, в общем, чем-нибудь сыпучим. Шейкеры бывают разными по форме: шарообразными, в виде яйца, палки. Для изготовления шейкеров подходят любые баночки-скляночки, контейнеры, например, пластиковая упаковка из-под шоколадного яйца. Контейнер из под кофе можно наполнить камушками и тогда звук получится приглушенным. А если положите скрепки, гвозди, то инструмент звонко зазвенит. Прекрасно шумят два бумажных стаканчика со звенящим или гремящим наполнителем, плотно заклеенные скотчем. Можно сделать несколько пар одинаковых инструментов. Например, наполнить две бутылочки из-под питьевого йогурта одинаковым количеством риса, а другие две бутылки одинаковым количеством фасоли. Теперь малыш может попробовать отыскать парочки - одинаково звучащие бутылки.

Звонкие браслеты. Для изготовления звонких браслетов можно использовать эластичную резинку или ленты. Нанижем на них бубенцы и получим замечательные звучащие браслеты, которые подходят даже самым маленьких музыкантам. Дети постарше могут поучаствовать в нанизывании это отличное упражнение для развития мелкой моторики. Бубенцы также можно пришить к носочкам или варежкам.

Барабанщик барабанит. Идея «стучать» по ведерку, как правило, приходит малышам в раннем возрасте. Барабаны нравятся детям. Чтобы этот интерес развить, предложите юному музыканту разнообразные барабанные палочки: лопатки, совки, ложки. Выставите несколько разнообразных ведерок в ряд и постучите по ним. Наверняка ребенка заинтересуют звуки, которые можно издавать. Процесс создания барабана не менее увлекателен. Из картонных цилиндров получаются отличные, почти профессиональные барабаны. Проще простого соорудить барабанчик из картонного цилиндра от бумажных полотенец, закрыть отверстие бумагой для выпечки и зафиксировать резинкой. Чем прочнее цилиндр, тем долговечнее будет ваш ударный инструмент. Можно использовать тарелки в качестве мембраны самодельного барабана. Для того чтобы барабан вышел крепким, тарелку нужно прижать к отверстию цилиндра и плотно закрепить скотчем. При желании такой барабан украшаем цветной бумагой, наклейками, прикрепляем красивую шелковую или бумажную ленту. Маленькие барабанщики с удовольствием наносят на ударный инструмент собственный дизайн и ставят подпись: отличная возможность проявить воображение, развить мелкую моторику. Добиться приглушенного звука позволяет пробковая подставка под горячее. Просто приклейте ее к ударной части барабана и вот уже готов новый инструмент. Барабанные палочки хорошо получаются из деревянных ложек, китайских палочек, карандашей и одноразовых деревянных палочек, которыми пользуются педиатры во время осмотра.

Харп. Обычная расческа для волос превращается в харп. Вам понадобится новая расческа и тонкая бумага. Когда дуешь в «харп», бумага дребезжит. Музыкальная расческа не только веселит, но и учит контролировать дыхание, развивает чувство ритма и слух.

Кастаньеты. Всем известны испанские кастаньеты из дерева. Их можно сделать из полоски картона и пивных крышек. Согните картон пополам, закрепите крышку на внутренней стороне картона шляпкой вверх. То же сделайте с другой крышкой так, чтобы при соединении двух половинок картонки крышки стукались друг о друга и издавали звук.

Бубен тоже легко сделать своими руками. Две бумажные тарелки склеиваются вместе, с помощью дырокола продырявливаем поверхность бубна, проденем красивые ленты и закрепим колокольчики по краям для лучшего звучания.

Вот ещё музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками.

Шумелки - различные баночки наполненные пуговицами, крупой или бусинами.

Звучащие ключи. Для удобства изготавливается стойка буквой П и подвешиваются ключи. Ударным инструментом может служить ложка или палочка (деревянный или пластмассовый молоточек). Можно место стойки использовать плечики для одежды.

Колотушка и трещетка. Колотушку можно сделать из бутылки из-под соевого соуса и больших бусин, которые крепятся на цветные веревочки к бутылочке через боковые отверстия в бутылочке.

Трещетка изготавливается из использованных линеек, длинной 20 см, в каждой линейке делается с одного края 2 параллельных друг другу отверстия, в них вдевается веревка, которая как бы собирает все линейки вместе, а чтобы получился звук, между линейками еще надо вдеть по 2 бусинки. Способ извлечения звука как в простой трещетке.

 Рубель. Делается из старых карандашей, длина которых 8 см. Наклеены они на деревянную основу при помощи клея «Момент», с помощью целого карандаша дети проводят по карандашам,  получается звук как у настоящего рубеля.

                             

 Литература:

  1. Боровик, Т. Пути педагогического творчества / Т. Боровик // Музыкальный руководитель . – 2004 . -  № 6 . – С . 9 - 10 .
  2. Бодраченко, И.В. Песенки на лесенке / И.В.Бодраченко // Музыкальный руководитель . – 2006 . - № 5 . – С. 27- 28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Что такое музыкальность?

ЧТО  ТАКОЕ  МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ?

 

 

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен…

Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем.

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е.физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать  интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

 

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие  ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», -  считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

 

  1. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, тог пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
  2. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

 

  1. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

 

 

Что же такое музыкальность?

 

Специалисты  определяют её как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные, или основные, способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию музыкальность. Итак, постарайтесь запомнить главное:

 

Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 

Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада, звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше  узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

 

свернуть

Немного о музыкальных инструментах

Немного о музыкальных инструментах

К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону - прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми... - так им легче подобрать и заучить предложенную музыку.

Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается «путеводитель по струнам». Вы подкладываете за струны «шпаргалку» - путеводитель с нарисованной стрелкой, - и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит.

Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах - арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.

Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча. Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника. Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.

Металлофон, арфу, дудочку, на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет.

Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых - во избежание травм.

«Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны,- писал известный американский педагог Б.Спок. — Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций родной.

Исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах улучшается координация движений, мелкая моторика рук.  Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями.

свернуть

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М.Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же,  как и взрослым, только лучше».

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в  народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

свернуть

Беларускія гульні

Беларускія гульні

 

Вожык і  мышы

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик—в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж — влево. Игроки произносят слова: Бяжыць вожык — тупу-туп, Весь калючы, гостры зуб! Вожык-вожык, ты куда? Ад якой бяжыш бяды?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі  луп-луп!

Чуе вожык — усюды ціш,

Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!

 

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

 

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).

Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

Запляціся, пляцень!

Играющие делятся на две равные по силам команды — зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии — коридор шириной 10— 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы — на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

 Заяц, заяц не хадзі,

Ў  гародзе не блудзі!

Пляцень, заплятайся,

Зайцы лезуць, спасайся!

 

 При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Ідзі  назад, у лес, асінку пагрызі!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

У лес заяц паскакаў,

Нас пляцень уратаваў.

 

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.

 Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Ліскі

Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса — ведущего и, построившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

 — Дзе быў?

— У лесе.

— Каго злавіў?

— Ліску.

— Аддай ліску маю.

— За так не аддаю.

— А за што — скажы сам.

— Як абгоніш, дык аддам.

 

 После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом — игрок, который остался.

Пярсцёнак

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вось па крузе я іду,

Усім пярсценачак кладу,

Мацней ручкі заціскайце

Да глядзіце, не зявайце.

 

 Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»— все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

У Мазаля

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

 — Здравствуй, дедушка Мазаль —

З дліннай белай барадой,

 З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!

 — Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?

Дзе вы былі? Што рабілі?

 — Дзе мы былі, вам не скажам,

 Што рабілі — пакажам!

 

 Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазоль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Жмуркі

Все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Как приведут к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают такой разговор с котом:

 — Кот, кот! На чым стаіш?

— На дубе!

— За што трымаешся?

— За сук!

— Што на суку?

— Вуллі!

— Што ў вуллях?

— Мед!

— Каму  ды каму?

— Мне ды сыну майму!

— А нам што?

— Гліны на лапаце!

Тут все начинают тормошить кота и поют песенку:

Кот, кот Апанас,

Ты лаві  тры годы нас!

Ты лаві  тры годы нас,

Не развязваючы глаз!

 

 Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. А кот Апанас принимается ловить играющих. Все вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

 Правила игры. Ловить и разбегаться можно только после слов: «Не развязывая глаз!» Осаленный временно выходит из игры.

 

Рэдзькі

Пан стоит где-нибудь вдалеке, а хозяин остается с редьками. Редьки садятся на траву одна за другой, обхватив обеими руками того, кто сидит впереди. Они поют:

 Мы на градачцы сядзім,

Ды на сонейка глядзім!

Мы ядзім, сядзім, сядзім!

Мы глядзім, глядім, глядзім!

 А хозяин перед грядками похаживает. Вдруг издалека слышится:

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

 

Это пан на лошади (на палочке) верхом едет. Он подъезжает к грядке, объезжает ее два-три раза, потом останавливается и спрашивает: «Ці дома хазяін?» Хозяин отвечает: «Дома! А хто там?» Пан говорит: «Сам пан!» Хозяин спрашивает: «Што табе трэба?» Пан говорит:

Мая пані на печы ляжала.

Звалілася з печы,

Пабіла плечы.

Вохае, уздыхае —

Рэдзькі жадае.

Дай мне рэдзькі!

Хозяин отвечает:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З курыную галоўку.

Прыязджай заўтра!

 

 Пан поехал домой. Через некоторое время он опять приезжает к огороду и спрашивает то же самое. Хозяин глянул на грядку и говорит:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З гусіную  галоўку.

Прыязджай заўтра, тады дам!

 

 Пан поскакал обратно. Через некоторое время снова приезжает и говорит то же самое. Хозяин отвечает: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!»

Пан спрашивает: «А можна вырваць рэдзьку?» Хозяин говорит: «Можна! Цягні сам, якую хочаш!»

 Пан подходит к редьке и дергает ту, которая сидит последней. А редька крепко сидит да посмеивается над ним:

Ножкі ў пана таненькія,

Ручкі ў пана слабенькія!

 

 Пан все дергает, а выдернуть нет силы. А редьки с хозяином над ним посмеиваются, произнося те же слова.

Наконец, пан поднатужился, изловчился, выдернул редьку и отвел туда, где стоит его лошадь. Потом подходит к хозяину и опять спрашивает: «А можна мне яшчэ рэдзьку?» «Можна, цягні!» — разрешает хозяин. Пан сам выдернуть не может и зовет первую редьку. Начинают они вместе тянуть. Вытянули еще одну! Потом они стали вытягивать все редьки по очереди. И каждая редька, которую он из грядки выдернет, становится за предыдущими редьками гуськом. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Пан садится на коня и уезжает вместе с редьками.

 Правила игры. Выдергивать редьку можно только с разрешения хозяина.

 

Грушка

Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

 Мы пасадзім грушку —

Вось так, вось так!

Няхай наша грушка

Расце, расце

Вырастай ты, грушка,

Вось такой вышыні;

Вырастай ты, грушка,

Вось такой шырыні;

Вырастай ты, грушка,

Вырастай у добры час!

Патанцуй, Марылька,

Пакружыся ты для нас!

А мы гэту грушку

Усе шчыпаць будзем.

Ад нашай Марылькі

Уцякаць будзем!

 

 Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вось такой вышыні» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вось такой шырыні» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы гэту грушку усе шчыпаць будзем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.

 Правила игры. Все игровые действия должны быть четко согласованы со словами.

свернуть

Как слушать музыку с ребенком?

Как слушать музыку с ребенком?

Музыка – это волшебный мир. При правильном знакомстве с музыкой происходит всестороннее развитие личности ребенка: развивается эмоциональная сфера, сенсорные способности, расширяется кругозор, а также, при правильном подходе, развивается интеллект, формируется логическое мышление, развиваются творческие способности.

Вот несколько советов для тех, кто решил взяться за это увлекательное занятие и начать слушать музыку вместе с ребенком.

1. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка слушать музыку насильно! Если ребенок устал, не в настроении или просто увлекся своей любимой игрой, не стоит насильно тащить его к магнитофону или компьютеру, дабы начать знакомиться с классической музыкой. Будьте терпеливы, отложите знакомство с прекрасным на более позднее время. Помните пословицу: «Насильно мил не будешь»? Самая первая и, пожалуй, одна из самых главных задач восприятия музыки детьми – формирование устойчивого интереса к восприятию музыки. Заставляя ребенка слушать излюбленное вами произведение, вы можете добиться тем самым противоположного эффекта: сформировать в ребенке устойчивую неприязнь к данному произведению и даже к музыке в целом. Не торопитесь, будьте аккуратны и тактичны. У ребенка могут быть свои интересы. Умейте договориться.

2. Музыка должна быть подобрана соответственно возрасту ребенка.

Конечно, вам наверняка хочется поделиться со своим ребенком впечатлениями от прослушанного реквиема или увертюры, однако, детям раннего или младшего дошкольного возраста такая музыка вряд ли подойдет. Не стоит начинать знакомство с музыкой с крупных сонатных форм, симфоний и ораторий. Такая музыка утомит ребенка, а, возможно, не сможет привлечь его внимания. Музыка для самых маленьких слушателей должна отличаться своей непродолжительностью, яркостью и эмоциональной привлекательностью, должна вызывать положительные эмоции и чувства, и ни в коем случае не пугать своим звучанием.

С малышами лучше всего слушать небольшие музыкальные произведения программного характера (то есть музыкальные произведения, имеющие название, например «Котик заболел», «Котик выздоровел», «Кукла», «Лошадка» и т. д.). Также идеальным вариантом для совсем юных слушателей будет русская народная музыка: небольшие песенки, игры, потешки, пестушки, колыбельные. Это знакомые всем песни про Сороку-ворону, Кота-воркота, Зайку трусишку и Лису Потрекеевну. Не стесняйтесь и пропойте эти песенки своему ребенку сами!

С самого рождения малыша привлекают различные звуки. Чем разнообразнее будут эти звуки, тем лучше. Однако, следует избегать слишком резких или слишком громких звуков, которые могут напугать малыша. Этого же правила следует придерживаться и при знакомстве с музыкой для совсем юных слушателей. Крох привлекает прежде всего веселая светлая музыка, без резких звуков, звучащая не слишком громко. Именно такая музыка пробуждает у малышей интерес, вызывая яркий эмоциональный отклик. Таким образом, музыка для детей от рождения до 2-3 лет должна быть яркой, веселой, приятной на слух. Уже в более позднем возрасте можно аккуратно знакомить детей с произведениями грустного характера, а в 5-7 лет – знакомить со всей гаммой различных оттенков настроений, переданных с помощью музыки (скорбь, печаль, раздумье, волнение, тоска, страх, радость, восторг, ожидание и т. д.). Но не забывайте, что темных унылых красок не должно чересчур много.

3. «Лучше меньше, да лучше». Этот совет надо постоянно повторять всем тем, кто любит оставлять магнитофон включенным на весь день. При этом значение самой музыки обесценивается, она становится простым шумовым раздражителем, фоном. Пользы от такого прослушивания мало. Лучше слушать музыку с ребенком 5-10 минут, по несколько подходов за день и каждый день. При этом музыка не должна надоедать: постоянно меняйте репертуар, тем не менее, возвращаясь по желанию ребенка к уже ранее прослушанным понравившимся шедеврам.

4. Для развития чувства ритма можно при прослушивании танцевальной или просто ритмичной музыки прохлопывать ритм, хлопая в ладоши или ударяя ладошками по коленкам, прищелкивая или топая ногами.

5. Для развития кругозора ребенка будьте готовы рассказать ему как можно больше о музыке: о композиторе произведения; откуда произошло название произведения; о жанре произведения; о его форме; о стране, где жил композитор; о стиле музыки; о происхождении жанра; о том, какие музыкальные инструменты исполняют данное произведение.

И конечно, еще существует много вопросов, которые может неожиданно задать вам сам ребенок.

6. Чтобы развить логику и мышление, задавайте ребенку как можно больше вопросов о музыке, пытайтесь создать проблемную ситуацию. Вопросы должны начинаться со слов: «как ты думаешь, … а почему?» Почему композитор так назвал музыку? Почему произведение быстрое? Почему колыбельные всегда такие медленные? Какой характер у марша? Почему в произведении композитор использовал скрипку, а не барабан? Что было бы, если бы колыбельные песни исполняли громко и быстро? И т. д. и тому подобное.

Задавайте вопросы о характере музыке, средствах музыкальной выразительности и изобразительности. Что изображает музыка? С помощью каких средств композитору удалось передать этот образ? Уже с 4-5 лет детям можно давать слушать произведения, состоящие из двух-трех частей, контрастных по звучанию. Пусть ребенок сравнит части, найдет в них общее и различное. Полезно спрашивать ребенка, сколько частей он услышал в музыке? Не давайте ребенку готовых ответов на вопросы, пусть в нем проснется маленький исследователь, который САМ найдет ответ на поставленный вами вопрос. НИКОГДА НЕ СПЕШИТЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА РЕБЕНКА!

Полезно слушать музыкальные произведения, имеющие одинаковые названия, но различные по характеру. Например, попробуйте сравнить, как изображает времена года Петр Ильич Чайковский и Вивальди (цикл «Времена года»). Попытайтесь найти, что общего и что различного?

Приучайте ребенка к научному мышлению: пусть он учится выдвигать гипотезы и искать доказательства к ним.

7. Не бойтесь экспериментировать!

Творите, творите и еще раз творите! Музыка не будет скучной, если применить к ней творческий подход! Помните, что музыку можно не только слушать, ее можно рисовать, выражать с помощью танца (движений, жестов, мимики, её можно озвучивать (оркестровка) и придумывать к ней театральную постановку, используя игрушки или членов семьи!

Возьмите краски и карандаши и попытайтесь вместе с ребенком изобразить на листке бумаге, что вы представили во время просушивания музыки. Нарисуйте, как болеет кукла (П. И. Чайковский «Болезнь куклы», как Баба Яга летит в своей ступе (М. П. Мусоргский «Баба Яга», как отважный Пер Гюнт шагает в пещере горного короля (Э. Григ «В пещере горного короля», как смелый Петя поймал Волка («Петя и волк» С. С. Прокофьев»). А какие чудесные картины можно нарисовать после просмотра балетов (П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», С. С. Прокофьев «Золушка»!

Если не нравится рисовать – попытайтесь придумать стихотворение к услышанной мелодии, сочинить рассказ или сказку.

Если ребенок подвижный и любит танцевать, пусть попытается передать характер музыки, музыкальный образ с помощью танцевальной импровизации. Пусть изобразит, как постепенно растет подснежник (П. И. Чайковкий «Подснежник», как рано утром на рассвете встает солнышко (М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро»). Также дети очень любят изображать игрушки, сказочных персонажей (П. И. Чайковский «Баба Яга», А. К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», животных (К. Сен-санс «Карнавал животных»).

Ваша фантазия может привести вас даже к созданию своего собственного домашнего семейного музыкального мини-театра!

Также можно придумать к прослушанному музыкальному произведению свою собственную оркестровку. Для этого вовсе не обязательно иметь дома настоящие музыкальные инструменты. Используйте детские погремушки и барабан, трещотки и детские пищалки. Если их нет под рукой, инструменты можно смастерить самим, насыпав в пустые пластиковые бутылочки или баночки различные наполнители: горох, пшено, орешки, пуговицы. Только помните про безопасность: если вы мастерите музыкальный инструмент для совсем маленького ребенка, следует проследить, чтобы бутылочка или баночка закрывалась крепко-накрепко, в противном случает кроха сможет её открыть и заглотать мелкие детали.

8. Что бы вы не делали, это надо делать с душой и любовью! Помните, что основная ваша цель – получение удовольствия от общения с прекрасным миром музыки! Пусть ваш ребенок полюбит музыку, научится понимать ее и получать о нее наслаждение!

свернуть

Как развивать музыкальный слух у ребёнка?

Как развивать музыкальный слух у ребёнка?

Многие взрослые не заинтересованно  относятся к перспективе обучения своих детей пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух - центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

Но, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец , музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.

По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике», то есть пению!  Пение является важнейшей основой для развития «музыкально-слуховых представлений», которые обусловливает развитие всех музыкальных способностей (Т.Л.Беркман).

Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия   - и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу!

Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!

         Для развития звуковысотного слуха  рекомендую следующие игровые упражнения:

  • «Гудок» – умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.
  • «Дразнилка» - повторение звуков с голоса взрослого или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз и т.д.
  • «Плач» и «Шмель»- пение на гласную «у» следующей последовательности звуков: до, до диез, ре , до (повторить 3 раза).
  • «Капельки»- пение на слог «кап» одной ноты, повторяя ее много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной  ребенку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале – полтона, тон, полтора тона, два тона.
  • «Запевай песню»- запоминание мелодии в пределах от примы до чистой кварты. Например, на одной ноте спеть скороговорку: «От топота копыт пыль по полу летит».
  • «Разговор на языке животных и птиц»- воспроизведение пения петуха, кудахтанья курицы, кукования кукушки, кряканья утки, писка мыши и др.
  • «Я- оркестр»- подражание музыкальным инструментам: дудочке, барабану, балалайке и т.д.

Два последних упражнения помимо звуковысотного слуха развивают тембровых слух, который очень необходим вокалисту. 

свернуть

Роля беларускай песні ў фармаванні беларускага маўлення выхаванцаў

Роля беларускай песні ў фармаванні беларускага маўлення выхаванцаў

У працэсе адраджэння нацыянальнай культуры і самасвядомасці важнае месца належыць фальклору - асноўнаму багаццю нашых продкаў, дзякуючы якому захоўваецца пераемнасць традыцый, ажыццяўляецца сувязь пакаленняў.

На практыцы ў дашкольным выхаванні ўдзяляецца мала ўвагі нацыянальнаму фальклору, нягледзячы на тое, што беларускі народ мае багатую фальклорную спадчыну, створаную спецыяльна для дзяцей.

Вельмі добра падыходзіць музычны фальклор, які па сваей прыродзе пранізаны элементамі народнага тэатра, гульнямі, пантамімай.

Падбіраючы для працы з дзецьмі найбольш эфектыўныя формы, метады і сродкі, трэба ўлічваць, што працэс фарміравання нацыянальнай самасвядомасці доўгі і складаны, і пачынаць яго трэба перш за ўсе з азнаямлення з родным краем, непасрэдна ўключваючы сродкі вуснай народнай творчасці.

У Ι і ΙΙ малодшых групах, праводзячы назіранні за прыгажосцю роднай прыроды, неабходна чытаць вершы, забаўлянкі, загадкі неабходна адраджаць выкарыстанне твораў вуснай народнай творчасці (казак, забаўлянак, калыханак, песен, гульняў) у час рэжымных момантаў, у сям’і.

Малыя фальклорныя жанры- мініяцюрныя паэтычныя творы, створаныя для дзяцей, якія маюць канкрэтны педагагічны кірунак. Яны ўпрыгожваюць мову педагога, робяць яе вобразнай і прыгожай, прыцягваюць увагу дзяцей. Забаўлянкі, пястушкі прыносяць радасць дзецям, выклікаюць у іх жаданне паўтараць словы за дарослымі, выконваць заданні выхавальніка, удзельнічаць у агульных гульнях.

Пястушкі выкарыстоўваюцца педагогамі ў розных рэжымных момантах: пад гукі гэтых вершаў і песень дзеці ахвотна мыюцца, прымаюць ежу, займаюцца. Жыццё дзіцяці становіцца цікавейшым, ярчэйшым, а ў яго самога лепш развіваюцца памяць, мысленне, увага, маўленне, а калі яно выконвае канкрэтныя рухі, то развіваюцца каардынацыя, узгодненасць, спрытнасць. У час расказвання пястушкі спярша выкарыстоўваецца нагляднасць, потым тлумачыцца сэнс новых слоў, улічваюцца вопыт і веды дзяцей.

Калыханкі- першыя для дзяцей ўзоры мастацкага слова. Навакольны свет у іх падаецца ў вобразах, даступных і зразумелых.

Ходзіць кот па сенажаці.

Кліча сон ён ля дзіцяці.

ой, сонечку-галубочку,

Прыспі маю Волечку.

Пайшоў каток

Пад масток,

Злавіў рыбку

За хвасток.

Ні самому есці,

А ні дзеткам несці.

А-а, люлі!

Апсік, каток,

Не бурчы,

Маіх дзеткаў

Не будзі,

А-а, люлі!

Яркую акрэсленую выхаваўчую накіраванасць маюць беларускія народныя песні. Праз іх тэксты, лексіку дзеці ўзбагачаюць уяўленні аб наваколлі, прыродных з’явах, знаёмяцца з прыладамі працы, беларускімі назвамі месяцаў, дзён тыдня, нацыянальнымі стравамі, значна пашыраецца актыўны слоўнік.

 Праз песню знаёмім выхаванцаў з лепшымі рысамі характару беларусаў: шчырасцю, чуласцю, сціпласцю, уважлівасцю. Фальклорная песня дапамагае развіццю эмацыянальнай сферы дзяцей, падрыхтоўвае да выканання пэўных сацыяльных роляў.

Каляндарна-абрадавая паэзія:

Зімовыя песні:

Да ішлі, ехалі калядкі…

Да ішлі, ехалі калядкі

У маляваных санёчках,

У кужэльных сарочках.

А санёчкі паламаліся,

А сарочкі памараліся.

Веснавыя песні:

Ой, вясна мая вясёлая…

Ой, вясна мая вясёлая ,

Развесяліла ўсе горачкі,

Усе горачкі, усе горачкі-даліначкі,

Даліначкі, дзе парабачкі збіраліся,

Збіраліся, на мёд-гарэлачку складаліся,

Складаліся, аб помсце пану змаўляліся.

Летнія песні:

Выйшла маці жыта жаці…

Выйшла маці жыта жаці,

Стала сярпы перакладаці.

Няма сярпа залатога –

Жанца маладога.

Вышла свякроў жыта жаці,

Стала сярпы раскладаці.

Прыбыў сярпок залаценькі –

Жанец маладзенькі.

Восеньскія песні:

Ой, восень мая…

Ой, восень мая,

Восень сцюдзёная,

Чаго ты рана захаладала.

Я й не раненька,

Я й не позненька, -

Калі мая пара прышла:

Лісточак апаў, зямельку ўслаў,

Вось мая і пара прышла.

Рэчкі сталі, пазамярзалі,

Во мая й другая пара.

Прыпеўкі.

Прыпеўка – невялікая лірычная песенька, якая складаецца з чатырох радкоў і выконваецца на які-небудзь сталы матыў. Вядомы і іншыя назвы гэтага жанру: вытанкі, скакушкі, брандушкі, выдрыганцы і інш. Тэрмін “прыпеўка” запазычаны з рускай навуковай тырміналогіі і ў першыню ў навуковую беларускую літаратуру ўведзены В. Астаповічам.

Вытокі жанру ў танцавальных прыпеўках, а таксама ў прыпеўках вясельных і дударскіх. У прыпеўках адлюстраваны многія бакі жыцця сялянства. Аднак асноўная тэма гэтага жанру – любоў. У прыпеўках прыкметнае месца займае грамадска-палітычная тэма.

Сярод фальклорных жанраў, якія адлюстроўваюць сучаснасць, адно з першых месц належыць прыпеўцы.

Першыя публікацыі беларускіх прыпевак адносяцца да 40-х гг. XIX ст.

Прыпеўкі:

А скрыпачка, далі бог,

Не жалей жа маіх ног!

Мае ножкі не баляць,

Яны хочуць пагуляць.

Эх, колькі ж нас –

Адна жменечка!

Пагуляем жа

Харашэнечка.

Танцавала рыба з ракам,

А пятрушка з пастарнакам,

А цыбуля з часнаком.

Красна дзеўка з дзецюком.

Рада, рада была баба,

Што дзед утапіўся.

Ліха ж яму нагадзіла –

За куст ухапіўся.

Пазаабрадавыя песні.

Пазаабрадавыя песні , як відаць з самой назвы, - гэта песні, якія выконваюцца незалежна ад абрада ці календара, у любы час і ў розных канкрэтных жыццёвых абставінах. У народзе пра гэтыя песні гавораць, што яны спяваюцца “абы калі”, “калі давядзецца”, “калі надумаешся”, “хоць дзе”, “дзе можна” і інш. Спяваюць іх у час адпачынку і на рабоце, дома і ў полі, “на міру” і сам-насам. Песні гэтыя не звязаны ні з гульнямі, ні з дзеяннямі.

Мелодыя ў пазаабрадавай песні замацавана непасрэдна за адным тэкстам (рэдка адзін тэкст выконваецца на некалькі мелодый), тады як у каляндарна-абрадавай паэзіі на адзін і той жа напеў (асабліва ў вясельнай песнятворчасці) спяваецца многа тэкстаў.

Пазаабрадавыя песні ў адрозненне ад каляндарна-абрадавых характарызуюцца большай актыўнасцю, што дало ім магчымасць шырока адлюстроўваць самыя розныя бакі побыту народа.

Пазаабрадавыя песні часта называюць проста лірычнымі, бо лірычны пачатак (а ён уласцівы таксама каляндарна-земляробчым і сямейна-абрадавым песням) з’яўляеццы дамінуючым. Гэта песні пра асабістыя пачуцці і перажыванні чалавека, пра яго адносіны да акаляючай рэчаіснасці.

Сіла ўздзеяння пазаабрадавай лірычнай песні ў тым, што яна перадае пачуцці і перажыванні, сугучныя, блізкія, зразумелыя многім людзям, вылучаецца глыбінёй, багаццем і разнастайнасцю чалавечых эмоцый. Тут радасць і гора, любоў і нянавісць, весялосць і смутак чалавека. У гэтых песнях выяўляюцца лепшыя рысы нацыянальнага характару беларусаў: смеласць, адвага, праўдзівасць, працавітасць, гасціннасць, гуманізм, чуласць, сціпласць, імкненне да свабоды і нянавісць да прыгнятальнікаў. У іх знайшла адлюстраванне народная мараль, светапогляд працоўных. Пазаабрадавая песенная лірыка дае шырокую карціну жыцця народа, яго сямейна-бытавых і сацыяльна-грамадскіх адносін, таму не выпадкова яе называюць энцыклапедыяй жыцця народа.

У народнай пазаабрадавай песеннай творчасці асобную групу складаюць балады – ліра-эпічныя творы. Тэрмін “балада” ў народзе невядомы. Спевакі іх называюць доўгімі або жалоснымі песнямі. У навуковы ў жытак гэты тэрмін быў уведзены ў XIX ст. Збіральнікі і даследчыкі беларускай вуснапаэтычнай творчасці называлі балады думамі або думкамі.

Балады – творы драматычнага зместу, напоўненыя высокім эмацыянальным пачуццём. Тэма іх – сямейнае або асабістае жыццё чалавека, незвычайныя, трагічныя здарэнні. Як і многія іншыя фальклорныя жанры, балада ўзыходзіць да глыбокай старажытнасці і прайшла складаны эвалюцыйны шлях станаўлення.

Паводле распрацаванай беларускімі фалькларыстамі класіфікацыі, балады дзеляцца на пяць асноўных груп:

1. Песні з міфалагічнымі матывамі, у якіх тлумачыцца паходжанне раслін, жывёл, каменняў, апавядаецца пра пераўтварэнне чалавека ў расліну, жывёлу, птушку, камень і г. д.;

2. Песні казачнага і легендарнага зместу, у якіх побач з рэальнымі героямі дзейнічаюць персанажы, тыповыя больш да фантастычных казак і легенд;

3. Песні-загадкі, у якіх героі загадваюць, на першы погляд, неверагодныя, невырашальныя загадкі;

4. Песні гульнёва-падарожнага складу, якія характарызуюц-ца своеасаблівай кампазіцыяй – “паўтарэнне з нарастан-нем” і пэўнай умоўнасцю зместу;

5. Песні навелістычнага зместу, у якіх апавядаецца пра неверагодныя падзеі, пераважна драматычнага ці трагічнага характару ў асабістым жыцці людзей. У іх адсутнічае фантастыка. Асноўная тэма – нешчаслівае каханне, здрада, сямейныя канфлікты і інш.

На музычных занятках выхаванцы знаёмяцца з асаблівасцямі беларускай народнай музыкі, развучваюць беларускія танцы, спяваюць песні.

Усё гэта дае магчымасць вырашыць задачы развіцця беларускага маўлення, раскрыць творчыя магчымасці дзяцей, сфарміраваць цікавасць да народнай творчасці, у гульнёвай форме далучыць дзяцей да нацыянальнай культуры.

Выкарыстанне ў працы з дашкольнікамі твораў народнай творчасці ажыўляе адукацыйны працэс, аказвае асаблівы ўплыў на выхаванне патрыятычных пачуццяў, нацыянальнай самасвядомасці.

Выхоўваючы патрыёта, нацыянальна свядомага чалавека, фальклор адначасова задавальняе патрэбу дзіцячай душы ў гульні, жарце, асваенні свету.

 

Спіс літаратуры:

1. Э. Дубянецкі «Таямніцы народнай душы»;

2. У. Караткевіч «Зямля пад белымі крыламі»;

3. М. Ларчанка «Беларуская народна-паэтычная творчасць»;

4. К. Кабашнікаў «Беларускі фальклор».

свернуть

Развитие у детей чувства ритма, музыкальной памяти

Развитие у детей чувства ритма, музыкальной памяти

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Игры-упражнения дома с детьми

1. «Послушай и повтори» .- игра на развитие ритмического слуха. Эта игра проводится дома за столом. Взрослый берет карандаш, простукивает им любой ритмический рисунок по столу. Предлагает ребенку повторить его, прохлопав в ладоши.

2. «Веселые колпачки» – игра на развитие ритмического слуха. Для игры берем два колпачка от лака, шампуня или две пробочки от пластиковой бутылки. Ребенок придумывает ритмический рисунок, простукивает его колпачками. Взрослый должен повторить хлопками в ладоши.

3. «Отгадай мелодию» – игра на развитие ритмического слуха. Взрослый напевает какую-либо мелодию, ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони.

4. «Давайте хохотать» – игра на развитие музыкальной памяти. Взрослый «прохохатывает» (на слог «ха» поет) любую знакомую ребенку песню, тот отгадывает. Потом песню загадывает ребенок.

5. «Непослушный мячик» – игра на развитие динамического слуха. Игра проводится по принципу игры «Холодно-горячо». Взрослый прячет где-то дома мячик (или какую-либо игрушку). Начинает петь знакомую песню, ребенок под это пение ищет игрушку. Если взрослый поет тихо, значит игрушка находится далеко, если громко – то близко. Потом игрушку прячет ребенок.

6. «Отгадай, что звучит» – игра на развитие музыкальной памяти. У вашего ребенка есть любимая аудиокассета или СД-диск с детскими песнями. Дайте прослушать ребенку отрывок любой песенки (но не сначала звучания). Ребенок отгадывает и называет песню или исполнителя, сам ее напевает. Если вы слушаете с ребенком популярную инструментальную классическую музыку, то эту игру можно провести так: ребенок отгадывает отрывок музыки, напевает его и называет ( по возможности) солирующий музыкальный инструмент.

Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух.

Известно, что эти способности играют важную  роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые необходимы ребёнку для полноценного восприятия музыки, её  понимания, а значит, и более гармоничного развития в целом.

свернуть

Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

ВЛИЯНИЕ  ПОТЕШЕК  НА  РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ 

МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является фольклор.

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

  1. Воспитание звуковой культуры речи - потешки всегда забавны и лаконичны, они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  2. Обогащение словаря -  фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Развитие монологической и диалогической речи.
  5. Развитие мелкой моторики - важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас детей, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

         На подготовительном этапе работы необходимо сделать следующее:

 • подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

 • составить картотеку потешек, для всех режимных моментов;

 • подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями.

 На основном этапе в первой младшей группе необходимо организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Умывание

 Водичка, водичка,

 Умой Насте (Леше) личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щечки краснели.

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

Кормление

 Умница Катенька,

 Ешь кашку сладеньку,

 Вкусную, пушистую,

 Мягкую, душистую.

Подъём

Потягушечки, потягушечки,

 От носочков до макушечки,

 Мы потянемся, мы потянемся,

 Маленькими не останемся.

Одевание на прогулку

 Вот они, сапожки:

 Этот - с левой ножки,

 Этот - с правой ножки.

 Наденем сапожки:

 Этот - с левой ножки,

 Этот — с правой ножки.

         Потешки можно использовать не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно-партнерской деятельности:

  1. Обыгрывание сюжета потешки - в ходе обыгрывания сюжета  с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

  1. Словесные игры или игры «Доскажи словечко».
  2. Подвижные и хороводные игры («У медведя во бору»).
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
  5. Логоритмика.

         В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме можно запланировать:

Формы сотрудничества с семьёй:

  1. Консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»
  2. Анкетирование 
  3. Круглый стол «Традиции семейного воспитания», беседы.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

 • разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

 • первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Результатом работы будут являться положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, Т.е. всесторонне развивает ребенка.

 

Подготовила: Михайленко О.А.

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

свернуть