Советы учителя-дефектолога

Интеграция и инклюзия в обучении в Республике Беларусь

Ежегодно происходит  увеличение количества детей с особенностями психофизического развития.

Отмечается тенденция увеличения количества детей с различными отклонениями в разных странах, в том числе и в Беларуси. Количество детей с особенностями психофизического развития в нашей стране составляет 7,64% от общего количества детского населения РБ.

Продолжает сохраняться оптимизация сети учреждений специального образования: с одной стороны, характерно закрытие специальных школ и школ-интернатов, с другой стороны, – возникновение и расширение сети центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Характерной для системы специального образования Республики Беларусь чертой является получение образования большинством детей с ОПФР в учреждениях основного образования.

Если обратиться к словарю, то мы найдем определения:

Интеграция (от лат. integratio – соединение) — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение.

Критический анализ содержания понятий говорит о более узком содержании именно термина «инклюзия».

Однако, правильнее, по-видимому, акцентировать внимание не столько на терминологических несовпадениях, сколько на сути осуществляемых преобразований.

Философия инклюзии основана на проблемах прав человека, его индивидуальной свободы, возможностей выбора и доступа. Инклюзивное общество должно давать возможность каждому члену общества сделать свой выбор по всем аспектам повседневной жизни. Поэтому, по мнению многих исследователей, имеет гораздо более глубокое воздействие, чем интеграция.

Сравнивая процессы интеграции и инклюзии, исследователи указывают на их отличительные особенности. Отличие в подходах, т.о., состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только они адаптировались к требованиям общества.

Белорусские исследователи, в частности, А.Н. Коноплева отмечает, что не следует рассматривать интеграцию и инклюзию в противопоставлении и строгой дифференциации. Действительно, «инклюзивный подход предполагает более широкий круг действий и инициатив. Следует согласиться с тем, что концепция интеграции отражает создание специальных условий для детей с особенностями развития в рамках существующей системы образования. Концепцией же включения предполагается создание школы для всех учащихся в соответствии с потребностями всех и каждого и создание обществом возможностей для наиболее полной реализации ими своих потребностей».

Т.о., правомерно рассматривать интеграцию и инклюзию как две фазы одного процесса.

Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Актуальность инклюзивного обучения всех детей обусловлена рядом таких факторов:

  • реализация принципа гуманизации образования предполагает взгляд на личность каждого ребёнка (вне зависимости от её особенностей, в том числе и нарушений в развитии) как на высочайшую ценность и создание необходимых условий для её развития;
  • обеспечение фундаментального принципа социальной политики государства в сфере образования предполагает свободу и право выбора каждым учащимся места и спо­соба обучения, что для детей с особенностями психофизического развития означает воз­можность включения в образовательный процесс в учреждениях основного образования;
  •        развитие инклюзивных процессов в обществе и образовании делает необходи­мым расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов, работаю­щих в учреждениях основного образования.

22.07.2015 утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, которая представляет систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования  обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования. Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

 

свернуть

Интеграция и инклюзия в обучении в Республике Беларусь

Ежегодно происходит  увеличение количества детей с особенностями психофизического развития.

Отмечается тенденция увеличения количества детей с различными отклонениями в разных странах, в том числе и в Беларуси. Количество детей с особенностями психофизического развития в нашей стране составляет 7,64% от общего количества детского населения РБ.

Продолжает сохраняться оптимизация сети учреждений специального образования: с одной стороны, характерно закрытие специальных школ и школ-интернатов, с другой стороны, – возникновение и расширение сети центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Характерной для системы специального образования Республики Беларусь чертой является получение образования большинством детей с ОПФР в учреждениях основного образования.

Если обратиться к словарю, то мы найдем определения:

Интеграция (от лат. integratio – соединение) — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение.

Критический анализ содержания понятий говорит о более узком содержании именно термина «инклюзия».

Однако, правильнее, по-видимому, акцентировать внимание не столько на терминологических несовпадениях, сколько на сути осуществляемых преобразований.

Философия инклюзии основана на проблемах прав человека, его индивидуальной свободы, возможностей выбора и доступа. Инклюзивное общество должно давать возможность каждому члену общества сделать свой выбор по всем аспектам повседневной жизни. Поэтому, по мнению многих исследователей, имеет гораздо более глубокое воздействие, чем интеграция.

Сравнивая процессы интеграции и инклюзии, исследователи указывают на их отличительные особенности. Отличие в подходах, т.о., состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только они адаптировались к требованиям общества.

Белорусские исследователи, в частности, А.Н. Коноплева отмечает, что не следует рассматривать интеграцию и инклюзию в противопоставлении и строгой дифференциации. Действительно, «инклюзивный подход предполагает более широкий круг действий и инициатив. Следует согласиться с тем, что концепция интеграции отражает создание специальных условий для детей с особенностями развития в рамках существующей системы образования. Концепцией же включения предполагается создание школы для всех учащихся в соответствии с потребностями всех и каждого и создание обществом возможностей для наиболее полной реализации ими своих потребностей».

Т.о., правомерно рассматривать интеграцию и инклюзию как две фазы одного процесса.

Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Актуальность инклюзивного обучения всех детей обусловлена рядом таких факторов:

  • реализация принципа гуманизации образования предполагает взгляд на личность каждого ребёнка (вне зависимости от её особенностей, в том числе и нарушений в развитии) как на высочайшую ценность и создание необходимых условий для её развития;
  • обеспечение фундаментального принципа социальной политики государства в сфере образования предполагает свободу и право выбора каждым учащимся места и спо­соба обучения, что для детей с особенностями психофизического развития означает воз­можность включения в образовательный процесс в учреждениях основного образования;
  •        развитие инклюзивных процессов в обществе и образовании делает необходи­мым расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов, работаю­щих в учреждениях основного образования.

22.07.2015 утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, которая представляет систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования  обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования. Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

 

свернуть

Консультация "По дороге в магазин и на прогулку"

Консультация для родителей «По дороге в магазин и на прогулку»

 

1. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

Перед прогулкой дайте ребенку задание запомнить все, что он увидит по дороге. Затем, когда вы вернетесь домой, попросите его назвать предметы, которые он видел, действия, которые он совершал или рассказать о событиях в определенной последовательности.

• Сколько человек ты встретил сегодня по дороге в магазин?

• Опиши, во что была одета девочка, которая играла в песочнице?

• Есть ли часы в магазине? Где они висят?

• Какого цвета волосы у продавца?

• Сколько машин проехало мимо нас по дороге? И т. д.

Вы можете задавать любые вопросы, требующие от ребенка описания деталей ситуации.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО - БУКВЕННОГО АНАЛИЗА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Инструкция ребенку: «Отгадай, какое слово я назову по звукам. Придумай с этим словом большое (распространенное) предложение, подходящее к нашей прогулке».

С-а-б-а-к-а=собака Собака бежала и виляла хвостиком.

У-л-и-ц-а =улица Наша улица длинная, и на ней стоят высокие дома.

Если ребенок хорошо справляется с составлением слова из звуков на слух, усложните задание: рисуйте буквы ребенку в воздухе.

Инструкция ребенку«Я буду рисовать в воздухе слово по буквам, а ты – его отгадывать».

Более сложным вариантом являются задания с преднамеренно сделанной ошибкой. Вы называете ребенку по звукам слово, специально заменяя правильный звук на неправильный. Ребенок должен найти ошибку и исправить ее, назвав слово правильно. Например«р-у-ш-к-а» (ручка, «м-ы-л-а-к-о» (молоко) и т. д.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ.

Инструкция ребенку: «Я буду называть слово, а ты подбирать другое, противоположное по значению. Например: большой дом – маленький дом, длинная улица – короткая улица, много товаров – мало товаров и т. д.»

Называйте предметы, которые вас окружают, в сочетании с различными прилагательными. Постоянные упражнения в подборе антонимов развивают словарь ребенка, его речь.

Плохой мальчик – хороший мальчик.

Неряшливая девочка – аккуратная девочка.

Тяжелая ноша – легкая ноша.

Инструкция ребенку: «Я буду называть слова, а ты – говорить мне эти же слова, только ласково».

Называйте любое слово, обозначающее предмет, а ребенок пусть образует от него новое с уменьшительно-ласкательным значением: дом – домик и т. д.

Инструкция ребенку: «Давай играть в предложения. Будем по очереди называть слова, составляя длинное – предлинное предложение. Надо подбирать слова так, чтобы предложение было бесконечным и нельзя было поставить точку (т. е. чтобы предложение по смыслу не могло быть законченным)». Например«Стоял жаркий, длинный, летний, знойный…»

Как только кто-то из вас скажет слово «день» - он проиграет, т. к. предложение закончено.

Это упражнение способствует развитию речи ребенка, формирует у него умение строить развернутые предложения.

4. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

Инструкция ребенку: «Я сейчас произнесу несколько слов, а ты их должен запомнить и повторить».

Называете 5-10 слов, ребенок после первого прослушивания должен их повторить. Если он многого не запомнил, вы еще раз произносите этот же ряд слов.

Инструкция ребенку: «Я буду называть слова парами, а ты их запоминай. Когда я произнесу первое слово из пары, ты скажешь второе».

Вы называете ребенку несколько пар слов (4-5, затем при произнесении вами первого слова ребенок называет второе. Например:

Дом - окно Дом – ?

Стол – цветок Стол - ?

Дверь – песок Дверь – ?

Мышь - река Мышь -?

Подбор пар слов произвольный. Лучше, если слова по смыслу будут мало связаны, что, конечно затрудняет запоминание их ребенком, но зато будут развивать его память.

Эти упражнения надо проводить кратковременно и не утомлять ими ребенка. Играйте тогда, когда ребенок будет скучать, когда ему нечего будет делать. Все упражнения дадут положительный эффект только при условии заинтересованности малыша.

Совсем не обязательно все упражнения делать именно в таком порядке. Можно что-то исключить, что-то дать по-другому, добавить. Тренировки в играх, упражнениях обеспечат формирование необходимых навыков для благополучного развития и обучения вашего ребенка.

Успехов Вам!

Источник: https://www.maam.ru/

свернуть

15 советов родителям по развитию речи ребенка

15 советов родителям по развитию речи ребенка

♦ СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

♦ СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

♦ СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

♦ СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

♦ СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

♦ СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

♦ СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

♦ СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

♦ СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональноепересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

♦ СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

♦ СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

♦ СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

♦ СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

♦ СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

♦ СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

свернуть

Что такое фонематический слух?

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

 Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.  ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи. 

Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

К чему приводит нарушенный фонематический слух?

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

1. Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук (например звук [Ш]).

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

2. Игра “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

3. Игра “Придумай имя”. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера и т.д.

4. Игра “Назови первый звук в слове”. Назови первый звук в слове: аист, утка, облако, осень, ива, кот, дом, мост, мама, каша, слон и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

5. Игра “Назови последний звук в слове”. Назови последний звук в слове: дом, машина, кот, стол, мост, мак и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

6.Игра “Добавлялки”. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

7. Игра “Где живёт звук?”. Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

8. Игра“ Звуковая цепочка”. Я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)

9. Игра “Исправь Незнайкины ошибки”. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

свернуть

Рекомендации  учителя- дефектолога родителям

Рекомендации  учителя- дефектолога родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство окружающих предметов.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,  последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин  мяч», «Круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

Не забывайте: 

Развивайте ребенка, играя с ним.

Ваш ребенок самый замечательный!  

свернуть

Неправильное произношение звуков у детей — это естест­венная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления?

Неправильное произношение звуков у детей — это естест­венная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления?

Неправильное произношение звуков у малышей — естест­венная особенность детской речи. Но для ребят старшего воз­раста — это речевой недостаток, требующий исправления. Од­нако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в про­изношении детей и не всегда их своевременно устраняют. Считают: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше, со временем на­учится». Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у детей, к сожалению, не единичны.

Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесня­ются ошибок в произношении. Они свободно общаются со свер­стниками и взрослыми, но в то же время довольно легко обна­руживают погрешности в произношении своих товарищей. Неправильное произношение звуков в собственной речи, дей­ствительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие не­дочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.

Среди дошкольников немало детей, которые знают недо­статки своего произношения. Они болезненно относятся к сво­ему дефекту и пытаются любыми способами улучшить свое произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин — нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмеча­ются и самостоятельно не устраняются.

Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный пе­риод, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на вы­бор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школь­ные годы, так как у ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении рече­вого аппарата устранить их не представляет особого труда.

Несовершенства детского произношения, как показали ис­следования, по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челю­сти, мягкого нёба), речевого дыхания и т.д. обычно к пяти го­дам самопроизвольно исчезают.

Усвоение звуков родного языка происходит в течение до­вольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правиль­но произносить все звуки к 3—4 годам, другие усваивают их к 5-6 годам. Для правильного и своевременного усвоения зву­ков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которо­му он стремится подогнать свое произношение к произноше­нию взрослых. Но на первых этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать, и поэтому многие звуки он опускает или заменяет другими, более легкими для произно­шения.

Сначала у ребенка появляются гласные звуки А, И, У, О, из согласных — П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки — Э, Ы, X. Они, как правило, усваиваются малышами и произ­носятся достаточно отчетливо к 2-3 годам.

До трех лет несовершенства произношения согласных зву­ков выражаются в их смягчении. Не у всех детей данного возраста при усвоении звуков проис­ходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.

С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. К 4—5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ц, ч, щ] и, наконец, звуки [л], [ль], [рь]. При этом форми­рование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены.

Звуки [л], [р] появляются несколько позже остальных зву­ков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.

В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [р] со звуком [л]. Вновь появивши­еся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появ­ление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа» (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим зву­кам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4—5 лет, на­учившийся произносить звук [ш].

В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваива­ют все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.

Для своевременного и правильного усвоения звуков в про­цессе речевого развития малышу необходимо помогать преодо­левать несовершенства произношения путем постоянного об­щения с ним.

При этом необходимо постоянно следить и за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка. Но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произносимый звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, по­пытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации.

Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, т.е. требо­вать от 2-3-летнего малыша правильного произношения ши­пящих звуков, звука [л] или [р], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого раз­вития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звуков.

Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему не только путем показа пра­вильного произношения звука, но и путем организации специ­альных игр. Так, если у ребенка не получается звук [р], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изобра­жением этих животных, продемонстрируйте, как они рычат, а затем предложите ребенку самому произнести этот звук. Ему можно предложить воспроизвести карканье вороны — «каррр, каррр», звонок будильника — «тррр» и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.

Для овладения детьми правильным произношением можно провести следующие игры.

Кому что надо?

Перед ребенком выкладываются картинки. Ему надо на­звать изображенные на них предметы. После того как ребенок назовет все предметы, ему предлагаются загадки: «Вышла Зоя на прогулку, а на улице идет дождь. Чтобы не промокнуть, взяла она с собой... Что?» (При этом показать рукой на нарисованный зонт.) Ребенок отвечает: «Зонт». «Купила Зина цветы, принесла их домой, а куда их поставить, не знает. Давай ей поможем. Что­бы поставить цветы, нужна... Что?» (Показывает нарисован­ную вазу.) «Дети гуляли в лесу и собирали грибы... Во что?»(Показать корзинку.) И т.д.

 

Отгадай, чего не стало

На стол ставится четыре предмета, в названии которых есть звук [щ]. Ребенка просят назвать их и запомнить. После этого ему предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, кото­рого не стало.

 

Какой звук есть во всех этих словах?

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть звук [ш]: «шуба, кошка, мышь», затем спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?» Ребенок называет. Затем взрослый предлагает определить, какой звук есть в словах: «жук, жаба, лыжи» — [ж]; «чайник, ключ, очки» —[ч] и т.д.

свернуть

Развивая мелкую моторику рук, формируем речь у детей

Развивая мелкую моторику рук, формируем речь у детей

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений.

Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше. С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени  развития тонких движений пальцев рук.

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, разносторон-не развитым, с хорошей правильной речью.

Вот несколько игровых упражнений для развитие мелкой моторики рук:

1. Игра с пуговицами разного цвета и размера учит ребенка выкладывать рисунок по схеме, обследовать и анализировать зрительно-осязательным способом, а также строить высказывания.

2. Работа с природным материалом укрепляет мелкие мышцы, развивает творчество, диалогическую речь, умение отвечать и задавать вопросы.

3. Игра с крупами стимулирует развитие чувственного восприятия. Пластмассовые и деревянные конструкторы направлены на формирование мышления, творческой фантазии и на активизацию словаря ребенка.

4. Игры с бросовым материалом развивают мускулатуру пальцев рук, а также знакомят с многозначными словами.

5. Игра со счетными палочками формирует пространственно-образное мышление, развивает память, речь.

6. Мозаика, конструктор - доступный для ребенка материал. Тематика разнообразна, идет от простого к сложному. Все это способствует обогащению словаря, развитию моторики пальцев рук и координации движения руки.

7. Плетение - это процесс очень увлекательный, он способствует развитию глазомера, координации движения пальцев, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости.

8. Пластилин - это творчество, воображение, координация движения пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Источник: https://www.maam.ru/

свернуть

Нетрадиционные средства и приемы по автоматизации звуков в домашних условиях

Нетрадиционные средства и приемы по автоматизации звуков в домашних условиях

Трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т. д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Первая игра называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

- Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома

«Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики.

Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Игра пушка» после того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор пока башня не будет разрушена.

Кроме таких игр на автоматизацию можно использовать

Двигательные игры:

• по веревочке ходим - приставляем носок ноги к пятке и проговариваем;

• кегли - сколько сбили, столько раз произнесли;

• Разложить цифры от 1 до 10, ребенок шагает на каждую цифру и называет слово в том количестве, какая цифра указана (1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 5 шишек и т. д.);

• "называй и шагай" (ребенок повторяет слог / слово / чистоговорку / предложение, если звук чистый - шаг вперед, если плохой - назад, задача - дойти до противоположной стены);

• " у меня нет. " - ребенок называет картинку, потом прячем за спину, говорит: "у меня нет. (слово в родительном падеже)";

Из втулок можно изготовить такую игру:

«Подзорная труба»

Из втулки от бумажных полотенец сделать что-то вроде подзорной трубы, обклеить цветной бумагой, и далее с ребенком отрабатываем В. п. сущ., с помощью игры.

«Что я вижу»: ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребёнок отвечает: «я вижу…» можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки.

При автоматизации звука [Ж], например, по этой же схеме, вижу жука, вижу лужу и т. д.

При автоматизации звука [Л], я увидел стул, я увидел мел и т. д. А ещё через неё можно переговариваться, взрослый шёпотом произносит слова или предложения, ребёнок слушает через трубочку, затем повторяет громко, что услышал.

Источник: https://www.maam.ru/

свернуть

Если ребёнок не говорит?

Если ребёнок не говорит?

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи.

В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи.

Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания. Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания.

В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

свернуть

Работа по развитию речи детей в повседневной жизни

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Для детей с общим недоразвитием речи характерно позднее начало речи. Словарь этих детей беден и неточен, фраза короткая и неправильная. Нарушена звуковая сторона речи не сформировано произношение ряда фонем, искажается слоговая структура слов. Наблюдается у них и неточное понимание чужой речи - они с трудом воспринимают грамматические формы языка.

Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа логопеда, воспитателей и родителей. Эта работа проводится по трем направлениям: развитие лексики, грамматического строя и фонетической системы языка, при чем имеется в виду как развитие понимания речи, так и формирование активной речи.

Организуя работу над речью в повседневной жизни, надо исходить из того, что наши дети нуждаются в постоянном повторении пройденного материала.  Общение с детьми организуется таким образом, чтобы развивать их речевую активность. Вначале от детей требуется правильное выполнение  полученных словесных инструкций.

Если ребенок ошибается, то покажите правильное действие и снова назовите его. По мере овладения речью детям предлагается комментировать свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные. (Я взял кубики из большой коробки).

Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, помогите ему выразить ее, подскажите отдельные слова и выражения. При этом необходимо следить за темпом речи ребенка, за грамматическим оформлением фразы. Исправьте ребенка, если он исказил слоговую структуру слова (тобус-автобус).

Что касается неверного произнесения звуков, то оно исправляется только в том случае, когда вы знаете, что данный звук ребенок уже может произнести правильно. Перечисленные требования к речи детей предъявляются постоянно.

На начальных стадиях ваша помощь ребенку достаточно велика, но постепенно удельный вес самостоятельных высказываний возрастает, ребенок учится исправлять свои ошибки сам.

Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения.

 

Подготовил: учитель-дефектолог 

свернуть

Учимся рассказывать

Учимся рассказывать

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и…" – "Баба" – "Была у них…" – "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" – "Зайчика" – "Какую песенку он ему спел?.."

После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец – лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей. А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища – кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина).

Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. Овладел малыш описанием отдельных игрушек – переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ – он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу. Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным. Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

свернуть

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Артикуляционная гимнастика

для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?

Как правило, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте.  

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять: 

• За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения.  Каждое упражнение выполняется многократно.

• Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение, то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.

• Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения, то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.

• Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом. Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.

• Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.

• Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому.

• Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей.  Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т. д.

Правильная артикуляция свистящих звуков:

1. При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.  

2. При произнесении мягкого С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого с, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и не сколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

3. При артикуляции З и З’ добавляется голос, т. е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

4. При произнесении звука Ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т, при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при с, который звучит очень кратко. Звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

Примерный комплекс упражнений:

1. «Месим тесто».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.

Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п. ; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук).

7. «Киска сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. «Катушка».

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык <выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

9. Упражнение в произнесении звука И.

Цель: вырабатывать умение управлять языком.

В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

10. «Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в <ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

11. «Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

12. «Сдуть снежинку»

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

13. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

14. «Заборчик».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

15. «Рупор».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

16. «Трубочка».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

17. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

18. Упражнение в произнесении звуков т-с. Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

свернуть