Советы Руководитель физического воспитания

Роль родителей в физическом воспитании детей

Роль родителей в физическом воспитании детей

 

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы. Конечно, для здоровья малыша необходимы и полноценное питание, и тщательный уход, и свежий воздух. Но не последнюю роль в этом списке играет движение.
Выработка практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка, его психики, развитие установок поведения во многом зависят от семьи. Знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, правильном питании, личной гигиене, режиме дня, активном и пассивном отдыхе, средствах восстановления организма помогут родителям вырастить ребенка активным и здоровым. Очень важным является сотрудничество семьи и дошкольного учреждения. Только совместными усилиями можно предупредить формирование у детей вредных привычек, так их здоровье зависит не только от уровня физического развития, функциональной и двигательной подготовленности, но и от природных и социально- экономических условий.
Благодаря грамотно организованному процессу физического воспитания у ребенка закладывается база двигательных умений и навыков, на основе которых в дальнейшем будут формироваться общие и специальные качества, необходимые человеку. В семье все более усиливается тенденция к преобладанию интеллектуального развития ребенка в ущерб физическому воспитанию. Такой подход чреват отрицательными последствиями (ухудшение состояния здоровья, нарушение физического развития, снижение общей работоспособности и т.д.). Внимание родителей следует обратить на ряд серьезных моментов, касающихся физического воспитания детей.
Потребность ребенка в движении так же естественна, как потребность в пище и сне. Многие взрослые сетуют на то, что дети не усидчивы, отвлекаются во время занятий и почти не усваивают учебный материал. Родители при этом стараются регулярно привлекать детей к «сидячим занятиям», выдвигая аргументы наподобие «не выучишь стихотворение – не пойдешь гулять» и т.д. Следует помнить, что основная причина неусидчивости – неудовлетворенность потребности ребенка в двигательной активности, от уровня которой зависят его физическое и общее развитие, а также интерес к «школьным» знаниям.
Взаимосвязь между умственным и физическим развитием. Бытует ошибочное мнение, что умственное развитие осуществляется в процессе специально организованных бесед, чтения книг и при участии взрослых. Это не совсем верно и в меньшей степени касается детей дошкольного возраста, так как в процессе движения в головной мозг поступает большое количество нервных импульсов от мышечных проприорецепторов, а также от рецепторов всех физиологических систем организма. Благодаря этому устанавливается множество условно- рефлекторных связей, от количества и качества которых зависит развитие многих мозговых центров. Двигательная активность дошкольников будет более продуктивной для развития памяти, внимания, воли, определения пространственно-временных представлений, если она имеет игровую направленность. При организации двигательной деятельности в семье родители должны помнить, что потребность детей в движении должна быть полностью удовлетворена, кроме того, она должна быть разнообразной по содержанию и интенсивности.
Формы физического воспитания в семье. Родители должны знать, что соблюдение общего режима дня и гигиенических норм, а также рациональное питание, регулярные закаливающие процедуры и правильная организация «сидячих» занятий способствуют укреплению здоровья, высокой функциональной и физической подготовленности детей. Обязательными формами физического воспитания должны стать утренняя гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами, физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, а также в спортивном уголке совместно с родителями. При этом не только решаются вопросы оздоровления, но и появляется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, воспитывается самостоятельность в их выполнении, формируются навыки целесообразной организации свободного времени и т.д. Все это чрезвычайно важно для развития характера ребенка.
При тех или иных отклонениях в состоянии здоровья можно организовать занятия лечебной гимнастикой в домашних условиях по предложенным специалистами комплексам упражнений. Очень полезны семейные туристические походы, лыжные прогулки, плавание, посещение спортивных соревнований, а затем обсуждение увиденного.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Подготовила: руководитель физического воспитания Бибик А.Ф.

свернуть

Организация двигательной активности в семье

Организация двигательной активности в семье

 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает - пусть он находится в постоянном движении»        

Жан-Жак Руссо

Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. С момента рождения малыш стремится к движениям, которые постепенно становятся более координированными и целенаправленными. Дети тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторые расстояния, чтобы достичь его, а затем пытаются совершать действия с ним.

Формирование у ребенка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые могут создать благоприятные условия. ЭТО ВАЖНО! А знаете ли вы, что количество шагов в сутки для трехлетних детей должно составлять 9- 9,5 тысяч, для четырехлетних – 10-10,5 тысяч, для пятилетних – 11-12 тысяч шагов и для шестилетних – 13-13,5 тысяч. Подсчитать шаги можно с помощью шагомера. Если при проверке обнаружится, что ребенок двигается меньше, чем ему положено, надо срочно принимать меры.

Составляя режим дня ребенка в семье, взрослые могут опираться на научно обоснованную организацию жизни дошкольника в детском саду.  В детском саду в течение дня ребята регулярно занимаются физическими упражнениями: утренняя гимнастика, физкультурные занятия в спортивном зале и бассейне, физминутки во время занятий, подвижные игры и упражнения на прогулке, физкультурные праздники. Используются общеразвивающие упражнения, во время которых вовлекаются в работу различные группы мышц, и подвижные игры различной интенсивности (высокой, средней и малой).

Двигательную деятельность можно организовать и дома, и на прогулке.

Один из приемов активизации - регулярные прогулки, походы, где используются естественные природные факторы (овраги, пеньки, поваленные деревья) для совершенствования двигательного опыта. В зависимости от взаимодействий детей прогулки, походы могут быть разными по продолжительности и маршруту. Собираясь в поход, ребенок со взрослым обсуждает, какие игрушки, спортивный инвентарь можно взять с собой и для чего. Так у него закрепляется умение планировать свою деятельность. Желательно проводить такие прогулки по заранее разработанным маршрутам. Один и тот же маршрут может иметь разную цель: собрать шишки, желуди, листья, поиграть в мяч, т. е. нужно создать оптимальные условия, удовлетворяющие индивидуальные интересы ребенка.

В домашних условиях самый обыкновенный стул может послужить прекрасным снарядом для занятий физкультурой. С его помощью можно проделать множество упражнений, тем более, если под рукой два стула. Необходимо лишь немного изобретательности. Например, два стула могут служить параллельными брусьями, а если положить между ними палку с упором на сиденья, то можно лежа подтягиваться.

Ребенка может удовлетворить «стадион в дверном проеме». Основа его - три крючка в притолоке. К среднему крючку можно крепить канат, к крайним – качели, кольца, трапецию. Иногда радости могут дать совместные занятия родителей с детьми физическими упражнениями, для которых не нужно особых условий. Дети с большим нетерпением ждут этих занятий, причем особый интерес представляют сюжетные игры, где папа может быть «конем», «автомобилем», «самолетом» и т. д.

В совместных занятиях родителей и детей заключен больший воспитательный смысл. Даже самый маленький стремится посоревноваться с папой, мамой, братом и сестрой. Домашний стадион – это радость общения на почве движений, силы, ловкости.

Не заставляйте детей подолгу заниматься на снарядах: до появления усталости и не больше! Будьте осторожны, когда в гости приходят сверстники, не имеющие дома условий для занятия физкультурой. Они могут сорваться с тренажера и получить травму.

В домашнем «спортзале» могут быть: гантели разного веса, гири, гимнастический обруч, эспандер, резина, детская скакалка, резиновые и теннисные мячи.

Помните, что личный пример родителей, их отношение к физической культуре формируют у детей необходимые навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.

свернуть

Заботимся о правильном дыхании

Заботимся о правильном дыхании

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. При обучении ребёнка правильному дыханию прежде всего надо научить ребёнка правильному глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребёнка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.

При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или осушается, охлаждается и прогревается. Очищается от пыли, остающихся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояния тревоги или угнетения, расстройства сна. При обучении ребёнка правильному дыханию надо научить его сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Затем можно предложить подуть на одуванчик сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрёй, после другой.

Уделять внимание развитию навыков дыхания нужно в игровой форме. Например, такое хорошо известное и доступное занятие, как пускание мыльных пузырей позволяет и время провести интересно, и развивать дыхание детей.

Можно развивать дыхание малышей и во время прогулок. Для этого предложите ребёнку обратить внимание на свой вдох и выдох, попробовать медленно вдыхать и ещё медленнее выдыхать. Выдох должен продолжаться в полтора- два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох – на 2 шага. Можно также обращать внимание детей на дыхание при быстрой ходьбе и медленном беге.

Упражнения с дыханием можно сочетать с упражнениями на мышечное расслабление. Сосредоточие на самом процессе дыхания уже само по себе является успокаивающим упражнением. Кроме этого, детям можно предложить при вдохе представлять какой-то приятный образ, при выдохе – его стирать и т.д.

Можно выполнять с детьми следующие упражнения дыхательной гимнастики:

«Часики»

Стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить. Размахивая руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

«Петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

«Трубач»

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф».

«Каша кипит»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф».

«Семафор»

Сидя, ноги вместе. Поднимите руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох, произносить «с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками, приговаривая: «чух-чух-чух».

Повторить в течение 20-30 с.

свернуть

 Профилактика нарушений осанки

                                                                     ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что же может произойти? Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться позвоночник. Все это вредит здоровью.

Причины неправильной осанки:
Привычка стоять с опорой на одну ногу.

Походка с опущенной головой.
Одностороннее отягощение.
Привычка сидеть на передней части стула.
Высокий стул, стол.
Очень мягкая мебель, постель, подушка.
Привычка спать в одной позе, на одной стороне.

Основным средством профилактики и лечения сколиоза служат физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.

Для профилактики и коррекции сутулости: 
Прогибание спины назад с отведением рук вверх назад;
ходьба на носках с прогибанием спины;
прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием;
вытягивание сцепленных рук назад, прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе: 
Наклоны вперёд с доставанием носков (пола);
упражнение «велосипед» - в положении лёжа на спине;
наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног, и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;
сгибание ног, в положении лёжа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке);
 подтягивание бедра к груди, лёжа на спине.

При боковом искривлении: 
Пружинящие наклоны вправо;
поднимание левой руки вверх с отведением правой назад:
прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лёжа на животе; прогибание спины из положения, стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх.

Упражнения, выполняемые лёжа на спине, животе, разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности поражённого сегмента, укрепляют мышечный корсет.

свернуть

Предупреждение плоскостопия

ПРЕДУПРЕДЖЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

 

1. Диагностика плоскостопия.

Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.

Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.

ПО соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным 2:4, плоским 3:4.

2. Упражнения для укрепления мышц свода стопы:

1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).

2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.

3. Ходьба по ребристой доске.

4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.

5. Ходьба боком по палке, толстому шнуру.

6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.

7. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.

8. Катать палку (d=3 см) вперед-назад (сидя).

9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

10. Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.

3. Значение правильной обуви:

1. Обувь должна быть по ноге.

2. Обувь должна быть на небольшом каблучке до 1 см с упругой стелькой и крепким задником.

 

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕТЯМ С ПЛОСКОСТОПИЕМ.

Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.

1. «Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. «Маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. «Сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.

5. «Художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сжимая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки могут касаться пола. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

7. «Кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

8. «Серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см), согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

9. «Мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

10. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

11. «Барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

12. «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

 

Памятка для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок

дня и занятий детей, что и в детском саду.

·   У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

·   Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в

коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе

руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя

наклоняться низко над столом.

· Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.

·   Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой

подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появля-

ется сколиоз.

· Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая

ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.

· Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

свернуть

Двигательная активность детей дошкольного возраста

Двигательная активность детей дошкольного возраста

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития. Вследствие дефицита мышечной активности, более присущего городским детям, в организме происходят изменения, нарушается деятельность всех его систем, чаще - обмен веществ.

Итак, маленькие дети испытывают огромную потребность в движении, что является для них средством приспособления к жизни, познания окружающего мира. Сколько движений делает за день здоровый ребенок? Ученые считают, что 5-6 летние девочки делают в среднем за сутки 10 000, а мальчики-12000 локомоторных (шаговых) движений.

Какой вывод следует из сказанного выше? Прежде всего, в каждой семье родители должны, по возможности, создавать условия для занятия детей физическими упражнениями. Хорошо, чтобы дома был спортивный уголок. Он может занимать около 2 м2 в комнате или прихожей. Здесь должны быть мелкие физкультурные орудия (мячи разных размеров, обручи, палки, скакалки, мешочки с песком), прикрепленная к стене лесенка со съемными перекладинами, что позволяет подвешивать на нее качели, канат, веревочную лестницу, Кроме того, желательно, чтобы у детей были велосипед, санки, лыжи, коньки, кольцеброс, кегли и т.д. Но роль родителей не ограничивается только созданием условий. Они должны руководить двигательной деятельностью своего ребенка.

Почему это нужно? Потому что наши дети совершенно разные по характеру и темпераменту. Бывают вялые, малоподвижные, которые делают все медленно, с частыми остановками и отдыхом. Они отдают предпочтение спокойным, тихим играм, играют преимущественно сами.

А что умеет ваш ребенок? Вовремя задуматься над этим вопросом очень важно, ведь именно движение является одним из средств хорошей подготовки ребенка к школе, потому что помогает ему в овладении знаниями и умениями.

Как показали научные исследования, с помощью движений можно с большей эффективностью учить детей говорить, считать, писать. Объясняют они это тем, что двигательный центр в коре головного мозга находится «по соседству» с центром речи, письма. Итак, возбуждение, возникающее в двигательном центре, стимулирует работу близко расположенных зон, которые обеспечивают умственную деятельность.

Где можно обучать движениям, их правильному выполнению? Во время прогулки, утренней гимнастики, в подвижных играх.

Как проводить утреннюю гимнастику? Начинать проводить утреннюю гимнастику можно уже с малышами 1.5-2 лет. Комплекс физических упражнений, который выполняется ежедневно, положительно влияет на все органы и системы детского организма, формирует правильную осанку, воспитывает интерес к занятиям физической культурой. Оздоровительное значение утренней гимнастики возрастает, когда для ее проведения созданы надлежащие гигиенические условия.

Речь идет прежде всего о свежем воздухе (открыта форточка или фрамуга). В весенне-летний период полезно проводить занятия на открытом воздухе: на балконе, спортивной площадке, в парке, сквере, во дворе. Обязательным является проведение после зарядки водных процедур. Сочетание физических упражнений и водных процедур - прекрасное средство закаливания. Очень важно правильно подобрать обувь и одежду для занятий.

В теплое время года упражнения лучше выполнять в трусах и сандалях, в холодную - в майке, трусах и сандалях. Утренняя гимнастика начинается:

- С ходьбы, которую целесообразно сочетать с разнообразными упражнениями. Дети могут переступать через предметы, менять по сигналу темп ходьбы. Ходьбу может сменять кратковременный бег на носках или с высоким подниманием колен. После бега - опять спокойная ходьба.

- Комплекс утренней гимнастики включает упражнения для различных групп мышц. Сначала - для мышц плечевого пояса и рук - потягивание, разведение рук в стороны, вращения перед грудью. Затем упражнения для туловища и ног - наклоны, повороты, приседания, прыжки. Они выполняются из различных исходных положений: стоя, сидя на полу, стулья, лежа на спине, на животе. Заканчивается утренняя гимнастика бегом или подскоками, переходящие в ходьбу. Продолжительность гимнастики для младших дошкольников - 4-6 минут, для старших - 8-12. Определенный комплекс повторяется в течение 1-2 недель.

- Количество упражнений 6-8. Если для младших дошкольников упражнения проводятся преимущественно в игровой форме, то для старших это не обязательно. Они пытаются выполнить все движения правильно и красиво. И в этом могут находить удовольствие и интерес. Здесь уместными будут похвала и поощрение взрослого.

Приводим для примера комплекс упражнений утренней гимнастики для детей четырех лет. Ориентировочный комплекс утренней гимнастики для 3-4 летних детей. (Без предметов)

1. Ходьба по комнате, легкий бег на носках. «Вырасти большим». Встать прямо, слегка расставить ноги, руки опущены. Медленно поднимать руки, тянуться на носках. «Мельница». Встать прямо, руки опущены. Вращать руками. Повторить 5-6 раз. «Спрячемся». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Присесть, наклонив голову к коленям, обхватив их руками (спрятались). Встать, выпрямиться, руки опустить. Повторить 5-6 раз. «Зайчик». Руки согнуты в локтях, как у зайчика, ноги сомкнуты. Прыжки на месте на носках. Повторить 6-8 подскоков, отдохнуть, снова повторить. «Птицы летают». Спокойная ходьба с поднятием рук вверх и опусканием вниз.

свернуть

Физкультура вместе с мамой

Физкультура вместе с мамой

Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движения развивают ребенка физически, умственно, эстетически и нравственно.

Как заинтересовать ребенка? Личный пример родителей – лучший способ привить ребенку любовь к физкультуре. Очень важен эмоциональный фон занятий. Если похвалила мама, значит все получилось здорово. Больше улыбайтесь и шутите. Включите хорошую музыку, она создает настроение и задает ритм. Чем лучше мы научим детей радоваться движению, тем лучше подготовим их к самостоятельной жизни.

Ученые считают: Движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека.

Упражнения дома:

1. Взять малыша за ручки и делать простые приседания. А затем представьте себя танцорами, приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это улучшает координацию движений и осанку.

2. Встать напротив малыша и катать обруч друг другу. Это упражнение доставляет большую радость ребенку и разрабатывает плечевой пояс.

3. Сесть напротив малыша, широко расставив ноги, и катать мяч. Потом перейти к более сложному – катанию двух мячей, чтобы мячи не сталкивались. Это упражнение на растяжку.

4. Мама становится на коврик рядом с ребенком. Она показывает имитационные движения, малыш повторяет их вслед за ней. Необходимо обращать внимание ребенка на то, что спину надо держать прямо, подбородок чуть приподнять, смотреть вперед.

5. «Мишка» - ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко расставлены.

6. «Гусь» - ходьба на пятках, руки в стороны- вниз.

7. «Лисичка» - плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню.

8. «Шагаем по дорожке» - ходьба вслед за мамой по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп на шнур.

Очень интересный способ приучить ребенка делать зарядку — придумывать сказки. Главное при этом всячески подбадривать и хвалить его за малейшие успехи.

Упражнений не должно быть слишком много. Помним, главное в утренней гимнастике получить заряд бодрости и отличного настроения на предстоящий день.

Для начала пошагайте на месте. Поднимаем руки вверх — делаем глубокий вдох, опускаем руки — выдох. Повторим 10 раз.

Разминаем шею, качаем головой из стороны в сторону, как часы “тик-так”, “тик-так”, а потом вперед -назад. Тоже 10 раз.

Переходим к наклонам туловища. Руки на поясе. Покачаемся из стороны в сторону, затем вперед - назад, как Ванька-встанька. Повторим по 10 раз.

Превращаемся в мельницу и машем руками, поочередно касаясь носков то левой, то правой ноги. Повторим 10 раз.

Разминаем ноги, начинаем приседать. Повторим 5-6 раз.

Теперь поднимаемся на носочки и тянемся руками до потолка. Выше, еще выше! Молодцы!

И еще немаловажный момент, занятия утренней гимнастикой должны занимать минут 10-15, не больше. Как видите, заниматься зарядкой вместе с детьми совсем не сложно, а очень даже весело и интересно. Главное, что проведенное вместе время поможет развить гибкость и выносливость вас и ваших детей, а также укрепит здоровье.

Теперь встряхнемся всем телом, как мокрая собака и можно бежать в ванную умываться. Зарядка окончена.

А у вас, получается, делать зарядку вместе с детьми?

Играйте, экспериментируйте!

свернуть

Методыка навучання, правядзення і выкарыстання беларускіх народных гульняў ва ўстанове дашкольнай адукацыі

Методыка навучання, правядзення і выкарыстання беларускіх народных гульняў ва ўстанове дашкольнай адукацыі

Методыка навучання дзяцей дашкольнага ўзросту рухавым гульням мае свае спецыфічныя асаблівасці ў залежнасці ад узросту дзяцей.

Падбіраючы гульню, педагог павінен звярнуцца да вучэбнай праграммы дашкольнай адукацыі, у якой спіс гульняў складзены з улікам агульнай рухавай падрыхтоўкі дзяцей пэўнага ўзросту і накіраваны на вырашэнне пэўных адукацыйных задач. Рухавы змест гульні павінен адпавядаць умовам іх правядзення. Важна ўлічваць пару года і надвор’е.

Выбар гульні вызначае яе месца ў рэжыме дня. На першай прагулцы метазгодна правесці гульні больш дынамічныя, на другой – гульні розныя па рухомай характырыстыцы. Да пачатку гульні трэба зрабіць разметку пляцоўкі, падрыхтаваць патрэбныя абсталяванне і атрыбутыку.

Падрыхтоўка дзяцей да гульні патрабуе ад педагога вялікай знаходлівасці. Асабліва важна выклікаць цікавасць да гульні ў самым пачатку. Вялікі эфект дае абыгрыванне атрыбутаў.

Тлумачэнне і правілаў гульні павінна быць кароткім, зразумелым, эмацыянальным, цікавым.

Выбар гульні залежыць ад педагагічнай задачы, а таксама фізічнай падрыхтоўкі дзяцей, іх стану здароўя. Педагог знаёміць са зместам гульні, паказвае як трэба выконваць тыя ці іншыя дзеянні, пры дапамозе пытанняў паўтарае з дзецьмі правіла, каб пераканацца, што яны ўсё зразумелі. Двухгадовых дзяцей папярэдне знаёміць з гульнёй і яе правіламі не трэба; тлумачэнне гульні вядзецца паэтапна, у ходзе гульнявых дзеянняў. У другой малодшай, сярэдняй і старэйшай групах папярэдняе тлумачэнне адбываецца з улікам узроставых псіхалагічных магчымасцей дзяцей. Гэта вучыць іх планаваць свае дзеянні. Вельмі важнай з’яўляецца паслядоўнасць тлумачэння:

  • назва гульні і яе задума;
  • кароткі змест;
  • правілы;
  • напамін рухаў (пры неабходнасці);
  • раздача роляў;
  • раздача атрыбутаў;
  • размеркаванне ўдзельнікаў гульні на пляцоўцы;
  • пачатак гульнявых дзеянняў.

Нельга пачынаць тлумачэнне гульні з назначэння дзяцей на галоўныя ролі або з раздачы атрыбутаў, бо спадзе ўвага да інструкцый, пачнецца збой гульнявых дзеянняў.

Калі ў гульні ёсць словы, то спецыяльна развучваць іх не трэба – дзеці запамінаюць іх падчас гульні. Калі яна знаёмая, тады з дапамогай пытанняў удакладняюцца пэўныя моманты.

Размеркаванне роляў выкарыстоўваецца як момант для выхавання паводзін дзяцей. Вядучыя ролі – заўсёды прывабныя. Выбар на галоўную ролю ўспрымаецца як узнагарода. Педагог павінен сачыць за рухамі выхаванцаў: заўважаць добрае выкананне рузаў, падказваць лепшы спосаб дзеяння, дапамагаць асабістым прыкладам.

Вызначыць таго, хто будзе вадзіць у гульні, можна рознымі спосабамі, але асноўнымі з’яўляюцца наступныя:

  1. “Брацца за палку”: рука да рукі; хто накрые канец палкі, той і будзе вадзіць.
  2. “Лічыцца”: адзін гулец чытае лічылку і пры кожным слове па чарзе паказвае на ўдзельнікаў. На каго прыпадзе апошняе слова, той і водзіць.
  3. “Дамаўляцца”: вядучага выбіраюць з ліку найбольш вопытных.
  4. “У якой руцэ прадмет”: адзін з гульцоў хавае за спіной у адной руцэ прадмет, другому прапануе адгадаць. Хто адгадаў – водзіць.
  5. “Чыя саломінка карацейшая (або даўжэйшая)?”: верхнія канцы “саломінак”-палачак трэба зраўняць, а ніжнія схаваць у руцэ. Хто выцягне кароткую (ці доўгую) палачку, той пачынае гульню.

Для выбару вядучага таксама можна выкарыстаць гульні “Пярсцёнак, пярсцёнак”, “Стрэлка”, “Патэльня, ідзі сюды”.

Калі гульня праводзіцца з дзецьмі першай малодшай групы, то педагог сам прымае ў ёй удзел: выконвае як галоўную, так і другарадную ролю. Трохгадовым дзеткам можна дручыць выкананне галоўнай ролі. У сярэдняй і старэйшай групах кіраўніцтва апасродкаванае: педагог можа прымаць удзел у гульні, калі яна новая або па ўмовах гульні не хапае пары.

Педагог павінен бачыць дзеянне кожнага дзіцяці. Бадзёрым тонам, дзейсным удзелам ён падтрымлівае ў дзяцей радасны настрой, заахвочвае праяўленне рашучасці, смеласці, знаходлівасці, ініцыятывы, стрымлівае празмерна актыўных дзяцей, падбадзёрвае тых, хто адстае, папярэджвае магчымыя выпадкі нядобразычлівасці. Для стымуляцыі ходу гульні педагог можа прыняць у ёй удзел як звычайны гулец, строга выконваючы правілы. У рэдкіх выпадках ён можа ўзяць на сабе адказную ролю і паказаць, як трэба выконваць дзеянні, або, калі неабходна, надаць гульні жвавасць, эмацыянальнасць.

У малодшых групах вынік гульні павінен быць аптымістычным, кароткім і канкрэтным. Абавязкова трэба пахваліць малых. У сярэдняй і старэйшых групах варта адзначыць тых, хто правільна выконваў рухі, праяўляў хуткасць, спрытнасць. Называюць і тых дзяцей, якія парушалі правілы, памылкова выконвалі рухі. Заўвагі робяцца карэктна і ў добразычлівай форме. Да абмеркавання праведзенай гульні далучаюцца ўсе дзеці. Гэта прывучае іх да аналізу сваіх учынкаў, садзейнічае больш дакладнаму выкананню правілаў гульні і рухаў.

Падвядзенне вынікаў гульні павінна выклікаць у дзяцей жаданне ў наступны раз пастарацца і дабіцца большага.

Каб павялічыць эфэктыўнасць рухавых гульняў, можна: выбраць двух-трох вядучых; павялічыць працягласць інтэнсіўных рухаў у гульнях з адхіленнем, адлегласць для бегу ў гульнях з перабежкамі; змяніць сігнал; увесці “выручалачкі”; ускладніць правілы і г.д.

Фізічная актыўнасць у спалучэнні з фальклорам далучае выхаванцаў да беларускай нацыянальнай культуры і агранічна ўключаецца ва ўсе мерапрыемства па аздараўленні дзяцей установы дашкольнай адукацыі. Асобна трэба адзначыць народныя святы Каляды, Масленіца, Купалле, а таксама кірмашы, якія немагчыма ўявіць без гульняў, забаў, народных танцаў. Займальнасць, вобразнае слова, гульні робяць іх яркімі, запамінальнымі, ствараюбць добры, вясёлы настрой у дзяцей, выклікаюць цікавасць і жаданне выкарыстоўваць гульні ў самастойнайгульнявой дзейнасці.

Педагог павінен імкнуцца больш шырока выкарыстоўваць і знаёміць сваіх выхаванцаў з беларускімі народнымі гульнямі, але трэба ўлічваць і індывідуальныя магчымасці дзяцей. Фізічна слабых з некаторай затрымкай рухальнпгп развіцця неабходна ўцягваць у даступныя гульні, ускладняючы іх змест паступова. Складаныя гульні прапаноўваць больш падрыхтаваным дашкольнікам. Гэта дасць магчымасць зрабіць беларускія нацыянальныя гульні даступным сродкам выхавання дзяцей.

Выкарыстанне беларускіх народных гульняў дапаможа вырасціць дзячцей здаровымі, працавітымі і мужнымі людзьмі, якія будуць шанаваць народныя традыцыі.

Такім чынам, традыцыі народнай педагогікі былі скіраваны ў першую чаргу на выхаванне фізічнага, маральнага і духоўнага здароўя дзіцяці. Значная роля ў гэтым належала выкарыстанню беларускай народнай гульні. Яна разглядалася і сёння разглядаецца як сродак фізічнага, эстэтычнага і разумовага выхавання. Беларуская народная гульня садзейнічае правільнаму фізічнаму развіццю, умацаванню зароўя, фізічных і псіхічных якасцей, выхаванню любові да Радзімы.

Літаратура: Лях,Н.І./Беларускія народныя гульні ў фізічным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту (з вопыту работы)/Н.І.Лях.-2-евыд.Мінск:Зорны Верасок, 2017.-с.21

свернуть

Как приучить детей делать утреннюю гимнастику?

Как приучить детей делать утреннюю гимнастику?

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, тети и дяди, старайтесь, как можно раньше воспитать у ребёнка привычку делать каждый день утреннюю зарядку.

Продолжительность утренней гимнастики зависит от возраста ребёнка:

в 3 года — 5 минут,

в 6 лет – 10 – 12 минут.

Важно постепенно увеличивать количество упражнений (с 4 до 6), а также число их повторений (с 5 до 8), продолжительность бега и подскоков (С 10 до 30 секунд на каждое упражнение).

Используйте во время зарядки с ребенком хорошо знакомые упражнения.

Для поддержания интереса ребенка к утренней гимнастике, необходимо каждые 10 дней заменять1 – 2 упражнения.

Следует обращать внимание на последовательность упражнений: сначала  2 вводных упражнения (потягивание, ходьба, бег), затем – упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног, опять ходьба и бег.

При отказе ребенка заниматься зарядкой, обязательно  выясните для себя причину и попытайтесь её устранить.

Перед занятием обязательно проветривайте комнату и уберите все предметы, которые мешают или могут разбиться.

Используйте игру во время зарядки, особенно с маленькими детьми. Это могут быть весёлые названия упражнений, например, «самолётик», «ветерок», «медвежонок». Попробуйте весь комплекс гимнастики провести как сюжетную игру, например, «Учим мишку упражнениям».

Для разучивания новых игр и упражнений используйте дообеденное время или же время после дневного сна.

Приобретите для занятий спортивный инвентарь: мячи разных размеров, скакалку, гимнастическую палку, обруч. Одежда ребёнка для зарядки не должна затруднять движений.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

  1. Ребёнка надо учить правильно дышать. Следить за  дыханием  малыша во время гимнастики.
  2. Ребёнок с удовольствием занимается гимнастикой вместе со взрослым.
  3. Обязательно контролируйте безопасность ребёнка, но старайтесь не подавлять его активность.
  4. Сравнивайте достижения ребёнка только с его собственными прошлыми результатами.
  5. Вселяйте в малыша уверенность похвалой.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ?

  1. Раздражаться, если ребёнок неправильно выполняет упражнения.
  2. Заниматься не систематически.
  3. Посмеиваться над неумелостью ребёнка.
  4. Надевать на ребёнка тёплую одежду.
  5. Проводить зарядку в плохом настроении.
  6. Надевать на ребёнка гольфы, шорты с тугими резинками.
свернуть

Роль физических упражнений в жизни ребёнка

Роль физических упражнений в жизни ребёнка

Дошкольный возраст является самым важным периодом для физического развития детей. В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон и интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора головного мозга, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворить свою биологическую потребность в активных движениях.

Именно поэтому движение имеет огромное значение для развития физиологических систем растущего организма, оказывает мощное влияние на формирование психических процессов, интеллекта, речи, на формирование личности ребенка в целом. Еще Авиценна считал: «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна». Физические упражнения следует еще рассматривать и как средство, способствующее оздоровлению детского организма.

Научно доказано, что физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.

Занятия физической культурой не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц.

Регулярные занятия физическими упражнениями в детском возрасте важны для обеспечения гармонического физического развития, пропорционального формирования скелета, мускулатуры и внутренних органов, предупреждения нарушений осанки, плоскостопия, дисгармонии между быстрым увеличением размеров тела и зрелостью внутренних органов. Весьма важны повышенные устойчивости и уравновешенности нервных процессов и психики, снятия повышенной возбудимости. У систематически занимающихся детей не только выше все параметры физического развития и больше их ежегодный прирост, но и значительно выше функциональные возможности нервной и сердечно - сосудистой систем, дыхательного аппарата и сопротивляемость организма к утомлению. Физическая работа является неисчерпаемым источником сил и здоровья, создает приподнятое и жизнерадостное настроение.

Подготовил: руководитель физ.воспитания

свернуть