Скоро в школу

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Рекомендации для родителей

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.

Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.

 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать  пояснения,  интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.

Во-вторых, малыш может сделать  из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей.  Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.

Сами  читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и  зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя  энциклопедии, словари, интернет и др.

Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.

Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует  побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.

Повышайте общий  уровень  осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике  и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой  совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами,  окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).

Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность  с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку  будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей  помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

 

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова,  Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)

свернуть

Консультативная группа «В контакте»

Консультативная группа «В контакте»

Деятельность консультативной группы «В контакте» осуществляется при государственном учреждении «Центр научно-методического обеспечения образования Молодечненского района» (далее - ЦНМОО).

Состав консультационной группы:

Борис Наталия Ивановна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 28 г. Молодечно».

Гончарова Ирина Измаиловна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 30 г. Молодечно».

Кизицкая Елена Адольфовна, методист высшей категории ЦНМОО.

Курцевич  Ирина Анатольевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Гимназия-колледж искусств  г. Молодечно».

Мантуш Елена Алексеевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Молодечно».

Перхорович Клавдия Ивановна, методист высшей категории ЦНМОО, учитель-методист.

Скадорва Татьяна Петровна, воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Ясли-сад № 9 г. Молодечно».

Титова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов высшей категории государственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Молодечно».

Шаюк Наталья Михайловна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Молодечно», учитель высшей категории.

Примечание. Общее руководство консультационной группой осуществляют методисты ЦНМОО.

Цели консультативной группы «В контакте»:

1. обеспечение преемственности между воспитанием и обучением детей дошкольного возраста и учащихся I-IV классов I ступени общего среднего образования;

2. оказание квалифицированной педагогической помощи педагогам и родителям (законным представителям).

Задачи консультативной группы

Оказывать:

- точечную (по запросу) действенную помощь педагогам учреждений дошкольного образования и учителям I-IV классов I ступени общего среднего образования;

- консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы.

Консультативная группа предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей; способствует углублению понимания и изменения их жизненных представлений.

Принципы организации работы консультативной группы:

- конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;

- комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;

- научности: информация, представляемая учреждением, должна быть достоверной и иметь научную основу;

- доступности: информация для родителей и педагогов дается в доступной форме без использования излишней терминологии.

Организация деятельности консультативной группы:

консультативная группа работает в режиме онлайн;

консультации осуществляются согласно запросам, поступающим из учреждений образования, от законных представителей обучающихся;

Периодичность консультаций определяется потребностью педагогов, родителей (или законных представителей).

Контакты:

Кизицкая Елена Адольфовна, контакты: 77-02-60

Перхорович Клавдия Ивановна, контакты: 730094

свернуть

В 6 или 7 лет в школу?

В 6 или 7 лет в школу?

   Дети, которые пошли в школу в 7 лет,более спокойны и усидчивы и легче постигают предложенный школьной программой материал. Но мнение психологов и педагогов не останавливает большое количество родителей, стремящихся отдать в 1-й класс шестилеток. Правда в этом вопросе, как обычно,находился"где-то посередине"...                                                                                                            
  ШЕСТИЛЕТКИ.            
 По закону ваш ребенок может отправитьс в школу с 6 лет. Для этого требуется желание родителей и отсутствие противопоказаний к ранним школьным занятиям у ребенка. К таковым относятся физическая,психологическая или умственная неготовность(не путать с отсталостью!)к обучению в школе. Если ваш ребенок посещает детский сад, то свое мнение о его готовности к школе выскажут специалисты дошкольного учереждения. Если он первые 6 лет находился дома, то родителям лучше обратиться за консультацией к психологам и педагогам. Плюсы. Шестилетки отличаются живым умом и любознательностью и потому относятся к школе как к новому приключению. Они могут быстрее находить общий язык со сверстниками. Родители школьников-шестилеток довольно констатируют, что их дети получат аттестат о среднем образовании в 17 лет. И, соответственно, юноши-выпускники будут иметь больше возможностей попробовать свои силы на вступительных экзаменах в вузы, а не отправятся прямиком в армию. Минусы. Чаще всего первоклашкам-шестилеткам бывает очень сложно выдержать уроки. Они еще в силу возраста не обладают той усидчивостью, чтобы на протяжении 30-40 минут, сидя за партой, внимательно слушать учителя. Это может осложнить обучение и сделать более проблемной адаптацию ребенка, которому еще хочется больше прыгать и гулять. Такие дети чаще всего хуже воспринимают учебный материал, их успехи и интерес к урокам во многом зависят от родителей, бабушек или нянь.                                       
                                                                                     
СЕМИЛЕТКИ.                                                                                                                        Попадая в 1-й класс, составленный преимущественно из шестилеток, первоклассник, который готовится отпраздновать свой 8-й день рождения, выглядит переростком. "Детский коллектив бывает очень жесток", -рассуждают мамы первоклассников-семилеток, признавая свой главный страх:возможно, ребенку будет сложнее вписаться, если он окажется на год младше.Впрочем, справедливости ради отметим, что проблемы социализации в школе могут ожидать любого ребенка,вне зависимости от возраста. Плюсы.Семилетки лучше подготовлены к школе, более усидчивы, у них лучше развита мелкая моторика. Учителя хвалят таких учеников, приводят их в пример. Нервная система к 7 годам гораздо более развита, чем в 6, и медицинских показаний для "отсрочки" у семилеток на порядок меньше. В конце концов, как рассуждают мамы и особенно бабушки, сознотельно отправляющие деток в школу после 7 лет, "пусть у ребенка будет еще один год детства, ведь в школе у него уже будет больше обязанностей,а не прав".
Минусы. Ребенок в 7,5 лет к моменту поступления в 1-й класс может "перегореть". Может оказаться, что он уже давно умеетчитать, писать, считать и рассуждать, и ему будет откровенно скучно на уроках, во время которых преподаватель объясняет менее "продвинутым" шестилеткам азы счета до10. Одна из главных проблем семилеток заключается в том,где провести последний год перед школой.Часто бывает,что родители, спеша отдать ребенка в детский сад, не учитывают, что, оказавшись в старшей группе, он распрощается с друзьями, которые отправятся в школу, а сам будет еще год ждать -либо оставшись "на второй год" в старшей группн сада,либо проведя его дома. Подготовительные группы существуют в некоторых детсадах Минска, но далеко не во всех. Не исключено, что родители, которым будет объявлено о расформировании группы, в которую ходил ребенок и почти все выпускники которой отправились в школу, вынуждены будут менять не только детский коллектив, но также воспитателей и детский сад. Преподаватели: шестилетки сильно уступают семилеткам. Большинство учителей начальных классов сходятся во мнении: лучше ребенка отдавать в1-й класс после того,как ему исполнится 7 лет. Многие родители рассуждают так: ребенок умеет читать, писать - пора в школу. И мало кто задумывается о психологическом аспекте, об особенностях восприятия мира шестилетним и семилетним ребенком. Они могут видеть одно и то же, но интерпретируют для себя вещи совершенно по-разному. Шестилетки в своей массе не готовы к школе как к работе. Школа -это серьезная нагрузка на здоровье ребенка, и детки 6 лет ее с трудом выдерживают, чаще болеют.         
               
Преимущества шестилеток:
Они более шустрые и быстрее схватывают материал. Но они и быстрее его забывают. Чтобы усвоить что-то новое, шестилетке надо ежедневноэто повторять. У семилетнего ребенка знания закрепляются с гораздо меньшими усилиями. Психологи:все очень индивидуально. Нельзя однозначно сказать, в 6 или в 7 лет ребенок должен идти в школу. Все зависит от его личностных особенностей. Есть детки, которые и в 6 лет достаточно зрелые, а некоторые при внешне благополучных факторах совершенно не готовы к школе. Какие факторы стоит учитывать? Впервую очередь физическое здоровье ребенка. Речь не только о диагнозах, которые имеет дошкольник в карточке. Если ребенок часто болел или родился недоношенным, вряд ли стоит рано отдавать его в школу. Бывает, что ребенок удачно справляется с нагрузкой в начальной школе, где с ним много занимается учитель, а реальные проблемы начинаются в 5-м классе, когда он оказывается не готов воспринимать и обрабатывать серьезный материал, а силы организма истощены к этому времени. Второй важный фактор -психическое здоровье ребенка. Необходимо понять, умеет ли он слушать и слышать, насколько он усидчив,как относится к взрослым.                                                        
Еще один немаловажный аспект готовности ребенко к школе -социальный. Как ребенок строит отношения в коллективе, насколько он тревожен и стрессоустойчив? Это все очень важно. Как же родителям объективно оценить готовность ребенка к школе? Надо подойти к этому вопросу комплексно. Стоит посоветоваться с врачами и провести медицинское обследование ребенка. Ну а психологические и личностные особенности малыша родителям помогут рассмотреть психологи. Сейчас их достаточно много -и в детских садах, и в поликлиниках. Если вовремя займетесь зтим вопросом, не ошибетесь с выбором того возраста, когда именно вашему ребенку лучше пойти в 1-й класс.     
свернуть

Воспитание самостоятельности у будущего школьника

Воспитание самостоятельности у будущего школьника

   Иногда дети говорят, что не хотят учиться в школе. С чем это связано? Со страхом нового, неизведанного. Как преодолеть страх перед школой?

  1. Никогда не запугивайте ребёнка школой.
  2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни.
  4. Не возлагайте необоснованных  надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником. И не внушайте это ребенку !
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним.

      Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться   на стремлении сформировать желание многое узнать и многому научиться,  воспитании самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли,  задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогом.

       Самостоятельность проявляется в умении и стремлении ребёнка действовать без  помощи взрослого, связана с проявлением активности, инициативы, элементов  творчества. Умение самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Самостоятельный ребёнок -  это  ребёнок, который  в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой  одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

 Как воспитать у ребёнка самостоятельность?

  1. Постоянно обогащайте  представления и умения детей.
  2. Создавайте условия, побуждающие ребёнка использовать имеющие знания и  навыки.
  3. Воспитывайте интерес к самостоятельным действиям.
  4. Меняйте тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов ( показ, объяснение) переходите к косвенным     ( совет, напоминание).
  5. Поддерживайте  желание преодолевать трудности, доводить  дело до конца.
  6. Ориентируйте ребёнка на получение хорошего результата.
  7. Расширяйте область самостоятельности ребёнка.
  8. Поддерживайте чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

 

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за  столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это  позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

 

Литература:

1.Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.А.Панько [ и др.]; под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016г. -216с.

2.Вдовенко, Н.  Ваш ребенок – будущий первоклассник// Пралеска.-

2013.-  №7, с. 74-77.

свернуть

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к обучению в школе

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к обучению в школе

Есть такой термин - школьная зрелость (или психологическая готовность к школе), состоящая из нескольких компонентов:

– интеллектуальная зрелость – для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и их координации.

– эмоциональная зрелость - это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

– социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.

Готовность к школе, школьная зрелость - это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться.

Но путь развития ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы.

Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению. Создать позитивную установку в обучении можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

3. Необходимо учитывать принцип “от простого к сложному”, то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены

 4. Не создавайте у ребенка впечатления, что игры и занятия с ним являются смыслом вашей жизни, отнимающим много ваших сил и времени, поэтому играйте, например, во время приготовления ужина, по дороге в детский сад и т.д.

5. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие, так как пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас.

6. Не следует "дрессировать" ребенка на сложение и вычитание, чтение по слогам. Куда эффективнее общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

7. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.

8. Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки. Почаще просите своего малыша сравнить различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

9. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.

10. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

11. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка, давая рекомендации. Адекватное отношение к своим “пробам и ошибкам”, активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, а не контролером.

12. И, какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый! 

свернуть

Формируем графические навыки у старших дошкольников

Формируем графические навыки у старших дошкольников

В последние годы появились дидактические материалы, направленные на формирование графических умений у дошкольников: штриховки с достаточно сложными видами линий; обведение контуров различной конфигурации; написание письменных букв; рисование силуэтов по клеточкам и т.д. Однако,  формирование навыка письма -  задача начальной школы. В дошкольном учреждении проводится лишь подготовка руки  к письму средствами изобразительной деятельности. 

Овладение графическими умениями  стимулирует развитие детского творчества, способствует проявлению творческих качеств личности. Овладение графическими умениями в дошкольном возрасте имеет большее  значение для последующего обучения. Показатель функциональной готовности ребенка к школе,  обеспечивающий освоение им основ правописания -  развитие координированности движений, в т.ч. мелкой моторики руки.  Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный  орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки  определенного уровня и направленности, специальные двигательные и  графические умения.

Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов приводит к  трудностям в освоении навыков письма: неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных  координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений грозят  развитием негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Условия и предпосылки для формирования навыка письма,   дальнейшего  развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях  образования создает использование графических игр.

Работа по формированию у дошкольников графических умений включает в себя:

- развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги  (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.п.);

- развитие  чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм  движений;

- развитие изобразительных умений (в процессе изобразительной  деятельности, а также с помощью графических игр).

Ведущие направления по формированию графических навыков:  использование специальных графических игр; работа на  занятиях  рисованием.

Содержание графических игр разнообразно: штриховка, обведение заданных  линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, закрашивание  изображений, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без  опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных  композиций по опорным знакам (точкам) и без них с учетом принципов  ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов букв). Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание,  зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются  функции распределения внимания (способность концентрироваться на  нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля. Формируется  представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические игры, ребенок учится точно следовать инструкции и  работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения,  что  важно при его подготовке к обучению в школе.

Применение изобразительных материалов при выполнении графических игр вариативно. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют  выполнять изображения в цвете.Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров закрепляет у детей  навыки регуляции силы нажима. При выполнении более сложных графических игр уместно использовать  простой карандаш повышенной мягкости: сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется.

Показ графических действий

      Обучая детей работе с карандашом, необходимо показывать правильный

прием рисования прямых линий:

  • Вертикальная- рука сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге - наклонно.
  •  Горизонтальная- рука с карандашом внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. 

При закрашивании широких плоскостей карандаш больше наклонен к бумаге, получаются более широкие штрихи,  закрашивается рисунок быстрее. При рисовании мелких деталейудобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а выше, иначе  рука только кистью лежит на столе, локоть висит внизу, рука движется неуверенно, линия  дрожащая.

Показ взрослым графических действий и отработка этих приемов ребенком

способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.

При выполнении графических игр  закрепляется умение держать инструмент  свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для формирования навыков равномерного движения руки под контролем зрения используется штриховка. Ее правила: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3—0,5 см).

Упражняются дети и в рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.  Дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуют навыки проведения линий неотрывным способом. 

Постепенно происходит усложнение графических игр путем использования  линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам,  самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными  элементами, в т.ч. элементами буквенных знаков. Дети упражняются в  плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения. 

Накопление графического опыта идет параллельно с закреплением умения  ориентироваться в пространстве. Дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении  направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов  узора с учетом ритма, симметрии. Характер  графических игр меняется  от образных, конкретных изображений к условным  (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные,  зигзагообразные, спиралевидные элементы.

 Необходимо следить за освещенностью рабочего  места, осанкой ребенка, его умением правильно держать карандаш, не  переворачивать тетрадь при выполнении графических игр. 

 Во время графической деятельности детей нужно делать паузы, используя упражнения для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; переключение  близкого и дистантного зрения).

Особое внимание необходимо обратить на то, как держит ребенок карандаш, не переворачивает ли тетрадь при письме или раскрашивании. Перед  началом каждого занятия взрослый напоминает ему о правильной посадке за  столом:

1.  Ступни ног опираются на пол.

2.  Поясница опирается на спинку стула, а голова и туловище слегка  наклонены.

3.  Между грудью и краем стола должен проходить детский кулачок.

4.  Локти не должны находиться на весу.

5.  Правильность расстояния от глаз до книги и тетради проверяется так: оставить локоть на стол, а кончиком среднего пальца коснуться виска. Ниже

голову опускать не надо. 

Графические игры имеют постепенно нарастающую степень сложности. Продолжительность графических игр зависит от уровня развития и усидчивости  ребенка. Если у него возникли затруднения – необходимо объяснить задание еще  раз, начать выполнять его вместе с ним. Не стоит настаивать на выполнении  задания, если ребенок утомился. 

Мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками пособия, разработанные  Е.В. Горбатовой «Линия-затейница», «В гостях у строчки». В этих пособия учтены все современные  рекомендации. Учитываются физиологические и психологические  особенности детей старшего дошкольного возраста. Графические игры проводятся  в красочных альбомах, в сюжетной форме, предполагается использование цветных карандашей – одним словом, созданы все условия, чтобы сохранить положительную мотивацию для выполнения задания.

Примеры таких альбомов:

                                            Литература:

1.   Горбатова, Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения  для детей старшего дошкольного возраста: пособие  для  педагогов  учреждений,  обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.В.Горбатова.- Мозырь:  ООО ИД ―Белый ветер‖, 2005.

3.   Горбатова, Е.В.  Графические игры и упражнения для детей старшего

дошкольного возраста. Тетрадь 1. Послушные линии: пособие / Е.В.Горбатова.  -  Мозырь: Белый ветер, 2005.

4.   Горбатова, Е.В.  Графические игры и упражнения для детей старшего

дошкольного возраста. Тетрадь 2. Графические узоры: пособие / Е.В.Горбатова.  -  Мозырь: Белый ветер, 2005.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в  изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999.

свернуть

Портрет будущего первоклассника

Портрет будущего первоклассника

Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.

Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней.

Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника – ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.

Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.

Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Важно знать, насколько ребёнок готов коммуницировать в новых для него условиях.

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.

Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.

Терпения вам и удачи!

свернуть

10 заповедей мамы и папы будущего первоклассника

10 заповедей мамы и папы будущего первоклассника

  1.   Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)».

  1. Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказ­ки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

  1. Не ругайте, а тем более не ос­корбляйте ребёнка в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно погово­рим на эту тему».

  1. Научите ребёнка делиться сво­ими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные си­туации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сфор­мировать у него правильную жизненную позицию.

  1. Приобщайте ребёнка к эконо­мике семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюд­жете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в из­вестность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

  1. Постоянно говорите с ребён­ком.

Развитие речи — залог хорошей учё­бы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понра­вилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.

  1. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.

Только в этом случае его познаватель­ный интерес никогда не иссякнет.

  1. Постарайтесь хоть иногда смо­треть на мир глазами вашего ре­бёнка.

Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.

  1. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.

На жалобы о том, что что-то не получа­ется, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попро­бовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ре­бёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

  1.  Не стройте ваши взаимоотно­шения с ребёнком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда раз­умны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу Уважение к ребёнку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.

свернуть